Татьяна Цветкова
Роль народной игрушки в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Академик Д. С. Лихачё в призывает: «Пора нам прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти и к своей культуре». По его словам, национальные отличия России сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.
Неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании детей нам оказывает народная педагогика.
Публикация «Роль народной игрушки в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
В настоящее время она не потеряла своего значения, приобрела новые качества. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют определённую систему. В ней столько же такта, сколько и стремления сделать жизнь ребёнка радостной и счастливой. Содержание и воспитательные возможности различных компонентов народной педагогики богаты и разнообразны.
Считаю необходимым остановиться на значении народной игрушки в воспитании и обучении дошкольников.
С малых лет дети сталкиваются с ней, играют, но без специальной педагогической работы у них не формируются представления об игрушке как предмете истории, культуры родного народа, не возникает устойчивый интерес, который побуждал бы к познанию, к стремлению отразить свои знания в деятельности.
Мы рассматриваем игрушку как неотъемлемую часть народного творчества и как средство, закрепляющее духовную связь с народом, представителем которого ребёнок является, я пришла к выводу, что работу по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой следует вести в трё х направлениях:
- формирование у детей представлений о народной игрушке;
- знакомство с трудом по их изготовлению;
- стимулирование детей для отражения своих чувств и знаний в различных видах деятельности.
Использование народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе должно осуществляться посредством совокупности разнообразных методов и приёмов на различных видах занятий. При этом мы учитываем особую роль краеведческого материала. Игрушечные промыслы, уходящие своими корнями в далёкое прошлое, являются гордостью Сергиева Посада. Сергиево-Посадские игрушки радуют мастерством исполнения, поражают выдумкой. Они всегда имеют своё неповторимое лицо. Неудивительно, что именно в нашем крае, богатом лесами, дерево стало самым распространённым материалом для ручного творчества. Множество его удивительных природных качеств (прочность и податливость, красивая естественная текстура, способность принимать любую окраску) щедро вознаграждают трудолюбие и изобретательность мастеров. Не зря наш Сергиев Посад издавна называют «столицей игрушечного царства».
Опыт нашей работы даёт основание утверждать, что ознакомление дошкольников с народными игрушками можно превратить в интересный для детей и насыщенный в воспитательном отношении процесс благодаря содержательным особенностям Сергиево-Посадских игрушек и их устройству. Через эти удивительные игрушки дети знакомятся с прошлым страны, её природными особенностями, с трудом и бытом людей. Забавное содержание многих игрушек, заложенный в них юмор, помогают показать дошкольникам национальные черты русского характера: оптимизм, доброе отношение к детям, радостное восприятие жизни. Игрушка не только забава, она учит добру и красоте. Через них ребёнок познаёт себя и окружающий мир. И наша задача сделать так, чтобы этот мир всегда был наполнен для детей добром, радостью и светом.
О том, как можно использовать народные Сергиево-Посадские игрушки в воспитательно - образовательной работе расскажу на примере ознакомления с богородской игрушкой.
Прежде всего, детям предлагается подумать, почему эти игрушки называются Богородскими, как по названию можно определить «адрес», где они родились (село Богородское). Далее знакомим детей с их особенностями (маленькие скульпторы, затем с материалом, из которого они изготовлены (липа, ольха, осина). Дети сами без труда назовут отличительный признак богородской игрушки - обычно её не раскрашивают, наносят порезки. Этим она отличается от многоцветных Сергиево-Посадских матрешек и Бабенских точеных игрушек, Городецких расписных деревянных игрушек. Казалось бы, по этому признаку Богородская игрушка должна быть менее интересна для дошкольников, для которых цвет наиболее значительное свойство предметов окружающего мира. Но наша работа показала, что ознакомление с богородской игрушкой -увлекательный и познавательный для дошкольников процесс при условии раскрытия детям содержательных особенностей данных игрушек и умелого руководства взрослого.
Любимые и самые распространенные герои Богородских мастеров - персонажи сказок: животные и люди. В связи с этим, при ознакомлении с Богородскими игрушками эффективно сочетание нескольких жанров народного творчества (игрушка, сказка, пословицы и поговорки, связанных одной идеей.
Рассматривая игрушки Богородских резчиков, дети без труда определяют, что мастера - игрушечники чаще, чем других животных, изображают медведя. Предложите им вспомнить сказки, в которых народ рассказывает об этом звере. Наши воспитанники назвали двенадцать сказок, в которых действует медведь. Мы пришли к выводу, что в русских народных сказках издавна бытуют сюжеты, посвящённые встречам медведя с человеком. Дети обязательно вспомнят сказки о том, как крестьянин и медведь делили вершки и корешки, как они вместе дуги гнули, как медведь с мужика муху прогонял и другие.
После этого пусть дети с помощью воспитателя найдут ответ на вопрос: «Почему русский народ в своих произведениях - сказках, игрушках - часто изображает медведя?» Общими усилиями ответ будет найден: «В старые времена на Руси было много лесов, в которых водились медведи. Поэтому про них придумывали сказки, а фигурку медведя вырезали из дерева и давали детям играть». Так дети подводятся к пониманию того, что произведения народного творчества, в том числе игрушки, знакомят нас с прошлым страны, с её природными особенностями, с трудом и бытом людей. Благодаря этому история родного народа становится более конкретной и эмоционально окрашенной. С этой целью познакомьте детей с игрушками - фигурками дровосека, охотника, крестьянина, несущего вязанку дров, бондаря, надевающего обручи на кадушку. При этом их восприятие должно направляться вопросами о том, что делает дровосек, бондарь, охотник и т. д., для чего он так делает. От конкретных знаний об особенностях труда отдельного человека дети подводятся к обобщению: так трудились русские люди в старину.
Через Богородскую игрушку есть возможность раскрыть дошкольникам издавна сложившиеся чувства и отношение русского народа к детям, стремление их занять, позабавить, повеселить. Это прослеживается через особенности изображения: расфуфыренная барыня, вызывающая улыбку у детей, весёлая сценка «Как медведи дуги гнул» и т. д. Желание заинтересовать и позабавить ребенка Богородскими игрушками можно раскрыть через устройство некоторых из них. А именно: возможность привести фигурки в движение с помощью баланса: («Чаепитие», «Куры на кругу»); специальной планки: («Медведи-пильщики», «Медведь и коза», «Кузнецы» и др.). Удивительны игрушки - каталки «Всадник», «Тройка», игрушки - дергунчики «Мишка», «Лягушка».
Таким образом, забавное содержание многих Богородских игрушек, заложенный в них юмор помогают подвести старших дошкольников к первоначальному осознанию отдельных черт русского характера: веселости, оптимизма, любви к детям, трудолюбия, изобретательности, чувства юмора.
Воспитательные функции ознакомление детей с игрушкой как частью народной культуры усиливаются, если дошкольники не только пользуются готовыми изделиями, но и умеют создать красоту своими руками. Чтобы упрочить эмоционально-положительные чувства детей к богородской игрушке, мастерам ее изготавливающим, советуем в подготовительной группе провести занятие, на котором дети самостоятельно изготовят подвижную конструкцию богородской игрушки «Мишка». Это занятие еще раз даст возможность показать детям, что основное в изготовлении этих игрушек -конструкция, которая делает их живыми, выразительными, особо привлекательными.
Ознакомление дошкольников с Сергиево - Посадской матрешкой предлагаем начать с занятий игрового типа.
Мальчик в костюме коробейника приносит игрушки местных промыслов : «Ай, да кукла, ай, да Малаша! Неслыханное чудо, невиданное диво!» Он предлагает детям отгадать загадку:
Красавица-девица, у неё сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой - темница.
Дети обязательно узнают любимую всеми матрешку. Предложите им определить, из чего сделана матрешка. Воспитатель уточняет, что матрешку точат из липы, предварительно хорошо просушенной. Нужно показать несложные инструменты: сверло, крючки, проходники, резцы, с помощью которых из обычной чурки мастера выполняют заготовки матрешек. Пусть дети рассмотрят костюм матрешки: сарафан, фартучек - типичный костюм русской женщины, скромный и красивый.
Сергиево - Посадская матрешка имеет свое неповторимое лицо: образ её яркий, открытый, броский; форма - устойчивая, добротная, крутобокая. С нашей помощью дети должны научиться отличать её от матрешек других промыслов. Для этого надо сравнить Семеновскую, Полхов - Майданскую и Сергиево - Посадскую матрешек. Полхов - Майданские «тарарушки» расцвечены веткой с огромным цветком, рисунок бежит свободно, черный контур завершает гармонию узора. Семеновские матрешки - важные расписные красавицы. Сергиево - Посадская матрешка улыбчивая, озорная, веселая. Художники наделили ее чертами характера русского человека. Роспись чистым цветом, с черной графичной наводкой и быстрыми мазками в нехитром узоре. Наша матрешка-труженица. В её руках изображены атрибуты русского быта: самовар, туесок, чайник и т. д. Благодаря этому дети знакомятся с жизнью и бытом людей родного края. Сначала матрешка привлекала детей как яркая кукла, но она оказалась необычной, с чудесным сюрпризом - внутри находится матрешка поменьше, а в той ещё и ещё. И выстраивается целая семья матрешек. И зовут всех одним самым распространенным крестьянским именем - Матрена, Матрешка, Матрешечка.
Ответ на вопрос: «Для чего мастера изготавливали матрешек?» дети найдут сами: «Порадовать детей яркой игрушкой, а чтобы было интересно с ней играть, матрешку делают с сюрпризом».
Целесообразно рассмотреть первую матрешку (на открытке или иллюстрации, изготовленную более 100 лет назад. Выточил её токарь В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин, благодаря которому и обрела матрешка русские черты и покорила сначала Россию, а потом и весь мир. Сейчас она находится в единственном в России Музее игрушки, расположенном в Сергиевом Посаде. Покажите детям, что у нее тот же наряд, та же добрая улыбка, что и у современной игрушки. Это даст возможность наглядно убедить детей в том, что мастера-игрушечники бережно сохраняют народные традиции, из поколения в поколение передают свое искусство росписи матрешек.
Для усиления воздействия народной игрушки на эмоциональную сферу дошкольников, для облегчения понимания её содержания необходимо гармоничное сочетание игрушки и сказки.