Елена Кабаева
Роль мелкой моторики в речевом развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование мелкой моторики в настоящее время представляет собой важную задачу, особенно для детей, страдающих от речевых нарушений. Это связано с тем, что правильное развитие мелкой моторики существенно влияет на речевую и интеллектуальную активность ребенка, а также подготавливает их к навыкам письма. Исследователи (Л. Ф. Фомина, В. М. Бехтерев, М. В. Кольцов и другие) давно установили, что существует тесная взаимосвязь между движениями рук и формированием речи, где активные движения способствуют развитию речевых зон коры головного мозга, особенно в дошкольном возрасте, когда происходит становление речевой моторики. Формирование активной речи начинается, когда движения пальцев становятся достаточно точными и сильными.
Публикация «Роль мелкой моторики в речевом развитии ребёнка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевая задача в развитии моторики состоит в координации движений различных систем тела ребенка (рука — зрение, зрение — слух и другие, что помогает создать связи между такими навыками, как восприятие, движение и речь. Мелкая моторика подразумевает выполнение точных движений рукой и пальцами в результате слаженной работы нервной, мышечной и костной систем. Часто для описания моторики рук используют термин "ловкость", включая в себя широкий спектр различных движений — от простых манипуляций до сложных действий, таких как письмо и рисование.
К сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, что приводит к различным трудностям: неправильное обращение с карандашами, ручками и ножницами, а также к неразвито й речи. Мелкая моторика относится к способности выполнять мелкие и точные движения пальцев рук и ног, обеспечиваемых скоординированной работой нервной, мышечной и костной систем. В контексте моторики рук и пальцев часто используется термин "ловкость". Эта область охватывает широкий спектр движений — от простых (например, захват предмета) до более сложных, таких как рисование или письмо. Эксперты подчеркивают, что в дошкольный период крайне важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики, так как сначала формируются тонкие движения пальцев, затем наступает развитие артикуляции слогов. Наращивание и улучшение речевых навыков напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики.