Папки-передвижки

Роль игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом

Светлана Николаева
Роль игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития системы дошкольного образования игровые технологии определяются как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

В работе с дошкольниками часто применяют группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Публикация «Роль игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом» размещена в разделах

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Часто применяются театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений : высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Таким образом, игра способствует овладению ребенком усложненной организацией действием и обобщенным действием, формированию умений соотносить собственные действия с действиями взрослых; приобретению относительной независимости от окружающих взрослых.

Особа роль игровой деятельности при работе с детьми с дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом.

В процессе игровой деятельности осуществляется умственное развитие: расширение и закрепление представлений об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предметов по различным признакам, их группировка, формирование способности действия в воображаемой ситуации. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, осуществляется нравственное воспитание. Игра способствует всестороннему развитию речи: расширению и обогащению словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи.

С детьми нарушениями опорно- двигательного аппарата они направлены на развитие познавательной деятельности, и строятся эти игры под направлением дефектологов и логопедов.

Обучение игре проводится со всеми детьми, независимо от состояния их движении, в виде фронтальных и подгрупповых занятий, регламентированных по времени, в игровой комнате. Выбор содержания игры, ее тематики и форма проведения определяется степенью сформированности психофизических предпосылок для овладения теми или иными игровыми действиями и состоянием собственно игровой деятельности ребенка.

Участие в игре, выполнение детьми игровых и предметных действий осуществляется различными способами в зависимости от состояния движения:

- пассивно-активные действия; при понимании ребенком функционального назначения всех предметов и игрушек, темы и сюжета игры. При этом оказывается помощь в захватывании и удерживании игрушки, направленному движению с ней;

- включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;

- включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;

- самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием, оценкой под руководством взрослых.

При проведении игр с детьми с ДЦП необходимо, учитывать возраст, соответствующий развитию психики и моторики ребенка. Принимать во внимание его заинтересованность, желание играть.

В связи с большой отвлекаемостью этих детей, пугливостью, раздражительностью, необходимо, создавать обстановку оптимальную для них: использовать удобные и красивые пособия.

Эффективность проведения сюжетно –ролевых игр зависитот интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях.

При оргнаизации сюжетно-ролевых игр на первом необходимо приавлкать внимание детей к игрушкам, демонстрировать заинтересованное, окрашенное положительными знаниями отношение к игрушкам.

На втором этапе взрослый переходит к исполнению в играх вспомогательных ролей, возлагая на себя функции контроля за реализацией замысла игры, координацией деятельности детей.

На заключительном этапе функции взрослого при организации сюжетно-ролевых игр сводятся в основном к наблюдению за деятельностью детей, оказанию им помощи в спорных ситуациях. Он также помогает совершенстовать замысел игр, незаметно наталкивая детей на мысль о том, в каком направлении можно развить сюжет

С дошкольниками с ДЦП проводятся и игры со строительным материалом. Для игры кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, необходимо давать дополнительные наборы небольших игрушек: куколки, посуда, звери и т. п.

Использование игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры – драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Необходимо вместе с ребенком обсудить содержание знакомой ему сказки по заранее, намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему.

Таким образом, игры являются самой приемлемой формой занятий с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в игровые действия становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих недугах. Бесконечное разнообразие игр оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекционной работы.

Дошколята с ДЦП могут и очень любят играть!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников 1 слайд Игровые технологии в ДОУ как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников. «Игра порождает радость, свободу,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом
Опубликовано: 13 января 2015 в 11:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД