Ирина Жучкова
Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
Публикация «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.
На физкультурном занятии, как и на любом другом, перед детьми ставится задача; при этом следует различать двигательную и обучающую задачи. Если педагог формулирует задание таким образом: «Дети, сегодня вы будете подлезать под дугу - прыгать через ручей» и т. д., то речь идет о двигательной задаче, которая ориентирует на процесс выполнения движения и не привлекает внимания к способу действия. Иная картина возникает тогда, когда перед ребенком ставят учебную, обучающую задачу: «Нужно перепрыгнуть ручей, спрыгнуть мягко и удержаться, подлезть и не задеть» и т. д. Сразу же возникает вопрос: «Как надо действовать, чтобы выполнить задание?».
По вопросу об освоении способов решения задач существуют разные мнения. Традиционно детей знакомят с выполнением движений через показ и объяснения. В. Т. Кудрявцев и Б. Б. Егоров считают: достаточно «включить» воображение ребенка, подобрать подходящий образ - и дошкольник сам найдет нужный способ действия. «Так, имитируя позу кошечки, ребенок естественно преображается. Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже малыш пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленях». Исходя из этого, авторы рекомендуют использовать стихотворные тексты, позволяющие создать образ. Так, усвоение способа подлезания детьми старшей группы авторы советуют сопровождать таким четверостишием:
Мой путь по Волге быстрой
Длится уж который год.
Я - гигантский теплоход,
Под мостами плыл раз триста.
А вот так В. Т. Кудрявцев и Б. Б. Егоров рекомендуют обучать бросать мяч двумя руками снизу (старшая и подготовительная к школе группы). «Упражнение выполняется под текстовое сопровождение, описывающее порядок действий:
Мы попали на арену цирка,
И в моих руках волшебный мяч,
Он смеется, прыгает, играет,
От меня не убежит он вскачь.
Нарисую я им длинную сосульку,
Пожалею, ласково прижму.
Вот подброшу вверх и вновь поймаю,
Я - жонглер, и я с мячом дружу.
Техника упражнения - следующая. Мяч находится в двух руках, приподнятых на уровне головы. При выполнении броска необходимо слегка пружинить ноги, наклониться вперед, мяч опустить вниз и расположить между ног, затем резко выпрямиться и бросить мяч вперед-вверх».
Возникает вопрос: может ли ребенок овладеть описанной авторами техникой с помощью текста, учитывая, что воспитатель, занятый его произнесением, не имеет возможности использовать указания, уточнения.
Стремление придать физкультурным занятиям развлекательный характер наблюдается и в пособиях Л. Глазыриной.
Невыделение составных компонентов двигательного действия и их зна-чимости не позволяет обеспечить осознанное усвоение материала. Для овладения способом выполнения подлезания гораздо эффективней такой прием. После постановки обучающей задачи (подлезать, не задевая препятствие) можно для определения способа ее решения обратиться к детям с вопросом: «А чем можно задеть при подлезании? Валя, попробуй подлезть, не задев шнур. Чем его можно задеть? Верно, головой. Что нужно сделать, чтобы не задеть
шнур головой? А теперь чем можно задеть? Правильно, спиной. Валя, подними голову. Смотрите, теперь спина прогнулась, и ею не заденешь шнур, проползешь. Значит, чтобы при подлезании не задеть шнур, сначала надо голову опустить, а затем голову поднять». Это общее для всех способов подлезания положение могут понять и усвоить дети младшего возраста и только потом принимать его, действуя в образе кошки, гуся, пограничника и т. д.
Не случайно, исследуя развитие произвольных движений, А. В. Запорожец утверждал, что разучивание движений должно осуществляться в учебной деятельности, а затем уже использоваться в игровой и практической.
Проведенная работа подводит детей к пониманию: не все способы позволяют подлезать, не задев предмет, расположенный низко, а только те, которые дают возможность опуститься ниже предмета. Используя эти знания, ребенок учится действовать с учетом высоты препятствия. Сравнивая же подлезание разными способами с точки зрения скорости выполнения задания, оценивает целесообразность их применения в зависимости от требований к быстроте действий и высоты препятствия. Затем детям показывают, что выбор способа подлезания должен осуществляться с учетом своих физических особенностей, в данном случае - роста. Для рационального подлезания под одну и ту же высоту дети разного роста вынуждены пользоваться разными способами - значит, действия по подражанию не позволят им достигнуть успеха.
Следовательно, только включение детей в учебную деятельность позволит им усвоить закономерности, общие положения, свойственные группе однородных движений. Благодаря этому, двигательные возможности дошкольников значительно расширятся, будут обеспечены условия для решения двигательных задач, возникающих в практических и игровых ситуациях. Указанные подходы к обучению подлезанию имеют силу и в процессе формирования умений и навыков во всех основных движениях, прежде всего сложных по технике выполнения, таких, как метание и прыжки.
Следует отметить: при таком обучении ребенок лучше воспринимает указания взрослого и руководствуется ими в процессе выполнения задания, таким образом приобщаясь к общественно-историческому опыту и физической культуре. Постановка обучающей задачи, определение способа ее решения подводят детей к необходимости запоминать план действий и следовать ему для достижения результата. Исследование Т. Э. Токаевой показало: дети 4-5 лет способны усвоить общую структуру двигательной деятельности. С помощью «волшебных ступенек» они выделяют цель, т. е. идеомоторный образ движения, средства ее достижения, способы выполнения двигательных действий, оценку результата выполненного движения. Использование такой модели помогает понять общий способ выполнения физических упражнений и связь «цель - результат».
На физкультурных занятиях решение поставленной задачи позволяет детям осуществлять контроль за конечным результатом и совершать пооперационную оценку. Возможность запомнить правильность выполнения тех или иных элементов движения обеспечивается указаниями и напоминаниями педагога, собственными наблюдениями за действиями других детей. Оценка решения задачи облегчается тем, что результат, как правило, предметно оформлен (задел, перепрыгнул, сбил и т. д.).
В случае неуспеха ребенок может - самостоятельно или по указанию взрослого - перестроить последовательность выполнения элементов движения и таким образом убедиться в ее значимости для получения положительного результата. Для развития контроля за правильным выполнением движений можно использовать такой прием, как наблюдение ребенком за детьми, их выполняющими. Этот прием значительно активизирует наблюдательность контролирующего и ответственность кон-тролируемого.
Возможность действовать по своему усмотрению на базе приобретенных знаний и умений в различных условиях может быть предоставлена детям в повседневной жизни, а также в игровых ситуациях.
Таким образом, на физкультурных занятиях все компоненты учебной деятельности, выделенные психологами и педагогами, могут успешно формироваться уже с младшего дошкольного возраста.