Елена Самарина
Проект. Родной город — частица малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
«Родной город – частица малой Родины»
(Проект)
Исполнители:
Самарина Елена Григорьевна,
воспитатель ДОУ д/с № 33, г. Киселевск
Фефилова Надежда Степановна,
Публикация «Проект, Родной город — частица малой Родины» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
воспитатель ДОУ д/с № 33, г. Киселевск
Семенихина Наталья Васильевна,
воспитатель ДОУ д/с № 33, г. Киселевск
Консультант:
Елисеева Галина Сергеевна
Методист ИМЦ УО
по дошкольному образованию
Кемерово 2011
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет : “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
o 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Родной город – частица малой Родины»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей, взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Основной вопрос: «С чего начинается Родина?»
Проблемные вопросы:
1. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
2. Как дошкольник может эти чувства выразить?
3. Каким образом у ребенка формируются представления о родном крае?
4. Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?
5. Какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к Малой Родине?
Цель: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Дидактические задачи:
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Познакомить детей с достопримечательностями родного края.
Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой
Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.
Методические задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.
Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.
Организовать выставки рисунков и фотовыставки.
Какие сведения и понятия о родном поселке способны усвоить дети?
Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.
Паспорт педагогического проекта
Название «Родной город – частица малой Родины»
Цель Создание условия для развития у старших дошкольников положительного образа родного города, для выработки ценностного отношения к своему городу.
Зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.
Задачи - развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине
- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Киселевска, воспитывать уважение и гордость
- познакомить детей с культурным наследием города
- предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города
- просвещать молодых родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.
Заказчики Администрация ДОУ д/с № 33 «Фиалка», родители
детей группы, педагоги.
Вид проекта Доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.
Участники Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель
Продолжительность Долгосрочный, групповой
Сроки реализации 2010г -.2013г
Механизмы реализации Экскурсии, занятия, мини выставки, консультации
для родителей, совместные праздники с родителями, продуктивная деятельность, создание книги памяти о людях города
Этапы и сроки проведения
1. Организационно-подготовительный (сентябрь). Проведение диагностики. Анкетирование родителей и педагогов. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Аналитический (октябрь). Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
3. Практический (ноябрь -апрель). Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, создание дидактических пособий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков, участие в общественных событиях поселка (празднование Нового года, Масленица, ярмарка, парад и т. д.)
4. Заключительный (май). Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Индивидуальная проектная деятельность
Подготовительный Заключительный
этап этап
диагностика диагностика
вхождение в проект подведение итогов
Основной этап
Блок: «Моя семья» Блок: «Моё окружение» Блок: «Мой город»
1. Я и моя семья. 1. Мой дом, 1. Растительный мир
моя улица. города.
2. Мои бабушка 2. Почему так 2. Земные и подземные
и дедушка. назвали? богатства края.
3. Профессия моих 3. Мой детский сад. 3. Наш микрорайон
родителей. – часть города.
4. Люди и профессии. 4. Улицы родного
Города.
5. Как мы живём 5. История моего города
в детском саду. 6. Знакомство
с государственной
символикой города.
7. Достопримечатель-
ности нашего
города.
8. Защитники земли
Сибирской.
9. Природное
и культурное
наследие.
10. Современный город.
Тематическое планирование работы с детьми по проекту
Наименование
Подготовительный
этап
Вхождение в проект
Основной
этап
Блок:
«Моя семья»
«Я и моя семья».
«Мои бабушка и дедушка»
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Блок: «Моё окружение»
«Мой дом,
моя улица»
«Слава защитникам нашим»
«Моя мама лучше всех»
«Мой детский сад»
Блок: «Мой город»
«Мир природы города».
«Мой район».
«История моего города»
«Знакомство с государственной символикой города»
«Достопримечате-
льности моего
города»
«Профессии нашего города»
«Защитники земли Сибирской»
«Природное и культурное наследие»
«Современный город»
Заключительный
этап
Дата и время
проведения
с 30.08.2010.
по 10.09.2010.
с 13.09.2010.
по 24.09.2010.
с 4.10.2010.
по 8.10.2010.
со 2.11.2010.
по 13.11.2010.
с 23.11.2010
по 26.11.2010
с 6.12.2010.
по 18.12.2010.
с 17.01.2011.
по 26.01.2011.
.
с 9.02.2011.
по 18.02.2011.
с 1.03.2011.
по 6.03.2011.
с 4.04.2011.
по 14.04.2011.
с 10.05.2011.
по 19.05.2011.
с 12.09.2011.
по 17.09.2011.
с 3.10.2011.
по 19.10.2011.
с 7.11.2011.
по 10.11.2011.
с 21.11.2011.
по 25.11.2011.
с 12.12.2011.
по 16.12.2011.
с 23.01.2012.
по 27.01.2012.
с 13.02.2012
по 17.02.2012.
с 13.03.2012.
по 22.03.2012.
с 9.04.2012.
по 13.04.2012.
с 1.05.2012.
по 4.05.2012.
Краткое описание
Диагностика детей (приложение № 1)
Анкетирование воспитателей (приложение № 2)
Знакомит родителей и детей с проектом, анкетирование родителей (приложение № 3)
Мотивирует детей и родителей на активное включение в проектную деятельность.
Занятие «Я и моя семья»
Сюжетно ролевая игра «Семья».
Рисование на тему «Моя семья»
Выставка работ.
Создание семейного клуба «Взгляд» (приложение № 4)
Изготовление приглашений.
«Сладкий стол» для бабушек и дедушек.
Занятие «Профессия моих родителей»
Встреча с людьми разных профессий.
Экскурсия на работу к родителям детей.
Создание фотоальбома «Моя мама и папа на работе».
Экскурсия на главную улицу микрорайона (наблюдение, фотографирование).
Рисование на тему «Моя улица».
Выставка работ.
Занятие на тему: «Почему так назвали улицу?»
Сюжетно- ролевая игра «Строим улицу».
Создание фотоальбома «Улицы моего района».
Викторина «Боевая слава нашего города».
Рисование на тему: «Современная армия».
Изготовление открыток к 23февраля.
Составление рассказов «Моя мама лучше всех».
Рисование на тему: «Портрет мамы»
Изготовление открыток к 8Марта.
Занятие на тему «Люди и профессии».
Экскурсия по детскому саду.
Составление творческих рассказов
«Как мы живём в детском саду».
Изготовление макета
«Наш детский сад».
Экскурсия по району (собирание материала для гербария)
Занятие на тему: «Земные и подземные богатства родного края».
Привлечение родителей к созданию
фотоальбома «Природа моего города».
Составление творческих рассказов
«Район, в котором я живу»
Экскурсия в городской краеведческий музей.
Посещение детской библиотеки района.
Занятие на тему: «Государственная символика города».
Рисование на тему: «Герб города»
Аппликация на тему: «Флаг города».
Рассматривание фотоальбома
«Мой город».
Составление рассказов на тему: «Что поведало это здание?».
Экскурсия в пожарную часть своего района.
Оформление стенгазеты «Профессии нашего города».
Сюжетно ролевая игра «Почта».
Викторина «Боевая слава нашего города».
Целевая прогулка к памятнику «Мужеству посвящается»
Постановка спектакля «Козушка -Белоногушка».
Обучение игре на народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, дудочка).
Итоговое занятие: «Киселёвск- моя малая родина».
Изготовление макета «Мой город».
Итоговая диагностика
(Приложение № 5)
Подведение итогов проектной деятельности.
Прогнозируемый результат.
1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Киселевска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя киселевчанами. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Выводы:
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Информационные ресурсы:
1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. -сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Кугач А. Н. Семейные праздники: рецепт успеха. / А. Н. Кугач, С. В. Турыгина; худож. А. А. Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Волков В. М. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков. – М. : Белый город, 2005. 5. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. 6. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4. 7. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8. 8. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
9. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 10. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. 11. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 12. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Приложение
Приложение № 2
Анкета для воспитателей.
№ Вопрос Да нет
1 Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
2 Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3 Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
4 Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
5 Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
6 Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
7 Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
8 Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
9 Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
10 Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
11 Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
12 Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?
№ Критерии оценки Оценка старшего вос-ля Оценка
педагога
1 Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.
2 Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)
3 Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
4 Дает детям элементарные представления:
Об истории государства
Об истории быта народов России
О традициях
О народных праздниках
О народной игрушке, истории ее возникновения
5 Знакомит с устным народным творчеством
6 Дает представления об историко-
географических и природных компонентах :
Размерах страны и ее природных
богатствах,Природно-климатических зонах
и условиях жизни людей в них
7 Формирует бережное отношение к природе
8 Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)
9 Знакомит детей с символикой государства:
Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района, их назначением
10 Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами
11 Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения
12 Создает в группе соответствующую
предметно-развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал.
Приложение № 3
Анкета для родителей.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 4
План работы семейного клуба «Взгляд»
Цель: Эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. Обогащать опыт родителей методами семейного воспитания.
Задача: Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно–образовательном процессе необходимого для развития ребенка.
Участники : родители, педагоги.
Дата Тематика и форма проведения Участие детей Ответственный
IX
Вечер вопросов и ответов
«Воспитание любви к малой
Родине»,привлечение
родителей к участию в проекте
.
Воспитатель
X
Встреча с родителями
«Устный журнал»
Тема: Моя семья
а) Выступление педагога:
«Роль семьи и семейных
Традиций в воспитании
Ребенка дошкольного
возраста»;
Выставка рисунков
«Моя семья».
Воспитатель
XI
Семинар– практикум:
«Природа родного края
в жизни дошкольника»
а)К здоровью без – лекарств;
б)Дегустация витаминного
чая
Выставка поделок
из природного
материала: «Руками
детей и их родителей».
Дети в группе
рассказывают как и
где собирался
природный материал.
Медсестра,
воспитатели.
XII
Консультация: «Как провести
выходной день с семьей».
Экскурсия по городу.
Предлагается маршрут
экскурсии (маршрут каждую
неделю меняется).
Результаты экскурсии:
дети и родители
готовят вместе
(рисунки, фотографии,
рассказы)
Дети делятся своими
впечатлениями,
знаниями в группе
(заполняют «Окно»
«Хроника жизни в
группе»).
Воспитатели
I
Консультация: «Праздники в
семье» (рекомендации по
проведению Новогодних
праздников используя
местные традиции).
Совместное развлечение
сотрудников, родителей
и детей; «Праздничная
елка».
Музыкальный
руководитель,
воспитатели.
II
Круглый стол «Мужское
воспитание в семье» :
а) Проблемы общения
б) Библиотека для родителей
«Учимся общаться с
ребенком»
Приглашение на
праздник пап
и дедушек служивших в
горячих точках.
Воспитатель.
III
Диспут: «Кем будет ваш
ребенок, когда вырастет?»
Консультация: «Приобщение
детей дошкольного возраста к
труду».
Встречи с интересными
людьми, разных
профессий. Выставка
рисунков: «Кем я хочу
стать»
Воспитатели
IV
Консультация: «Приобщение
детей дошкольного возраста к
искусству».
Посещение вместе с
Детьми городских
художественных
выставок.
Воспитатель,
работник
городского
выставочного
зала.
V
Наши успехи, и итоги
совместной работы за год.
Пожелание на будущее.
Выставка рисунков и
макетов «Город
будущего».
Приложение № 5
(диагностика детей)
Ф. и. ребенка
1. Родная страна :
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей
2. Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России
3. История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта
4. Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно- климатические зоны (тундра, лес
Виды ладшафта (горы, равнина)
5. Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других
Высокий уровень-
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень-
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно- климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно- климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки Родины.