Наталья Бойцова
Родительское собрание «Растим детей любознательными и активными»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важнейший этап развития личности. В этот период происходит становление основ личностных качеств, развиваются представления детей о самом себе, окружающем мире, обществе. Дети учатся руководствоваться общественными нормами, правилами, развивают свои способности, получая общественно значимый результат своей деятельности, приобретают уверенность в своих силах, гордость за собственные достижения.
Личностному развитию ребенка способствует его познавательная активность. Познавательная активность - естественное состояние ребенка, главный источник получения представлений о мире.
Публикация «Родительское собрание „Растим детей любознательными и активными“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Детское экспериментирование позволяет создать условия, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям и будет чувствовать себя значимым.
Экспериментирование, что очень важно, способствует позитивной социализации ребенка, когда ребенок получает новый опыт во взаимодействии со сверстниками и взрослыми с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Экспериментирование является не только познавательной деятельностью, но и творческой, а как любая творческая деятельность, способствует снятию психоэмоционального напряжения.
У детей 5-ти лет ярко проявляется любознательность. Они задают взрослым много вопросов, что свидетельствует, о трех важных достижениях:
- у детей накопились определенные знания,
- появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека,
- формируется способность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие взаимосвязи.
Дети еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие взрослого в экспериментировании обязательно.
Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут, поэтому длительность эксперимента должна быть примерно 15-20 минут.
Что же такое «Эксперимент»?
Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности.
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
Оно является наиболее развивающим, соответствует особенностям психического и физического развития ребёнка.
Наряду с игрой экспериментирование является ведущим видом детской деятельности.
Детское экспериментирование – это деятельность, в которой проявляется активность детей, направлено на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления об объекте,
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Для развития детей важны простые, доступные предметы и вещества: песок, металл, вода, веточки, воздух.
Задачи организации экспериментальной деятельности:
- формировать знания у детей о свойствах и качествах объектов неживой, неживой природы, окружающих предметов;
- развивать речь детей, формировать умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
- воспитывать такие качества, как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться;
друг с другом для решения общих задач;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при поведении опытов.
Для того, чтобы экспериментирование способствовало всестороннему развитию, необходимо его проводить поэтапно:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Помогите с выдвижением гипотезы (предположения, подберите материалы (перечень всего необходимого для проведения опыта).
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4. Подведите итоги (описание результата, сравнение с гипотезой.)
5. Объясните, почему так происходит, доступными для ребёнка словами.
6. Важно не только провести опыт, но и связать его результаты с повседневной жизнью,
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. А отвечать за безопасность обязан взрослый, дети в этом возрасте, особенно, когда увлечены какой-то деятельностью, не способны контролировать степень опасности действий.
На примере эксперимента разберем этапы его проведения.
1 этап. Выявление проблемы, которую можно исследовать.
Наверное, все мы в детстве выдували мыльные пузыри с помощью соломинки. Об этом можно рассказать ребенку, наталкивая его на мысль, что выдувать пузыри можно не только с помощью покупных наборов.
«В группе соломинки нет, интересно, а мы сможем подобрать из окружающих предметов, предметы для выдувания мыльных пузырей?»
2 этап. Выбор темы исследования. «Подбираем предметы для выдувания мыльных пузырей».
«Что же мы сейчас будем делать?»
3 этап. Определение цели эксперимента. Дети решили узнать, можно ли подобрать среди окружающих ненужных предметов, предметы
для выдувания мыльных пузырей.
«Любой предмет подойдет для выдувания мыльных пузырей?»
«Значит, нужно выяснить, из каких предметов можно выдувать мыльные пузыри»
4 этап. Выдвижение гипотезы.
«Как вы думаете, нам удастся подобрать предметы для выдувания мыльных пузырей?»
Гипотеза общая: из некоторых окружающих предметов можно выдувать мыльные пузыри.
5 этап. Составление предварительного плана исследования.
Предлагаем детям ответить на вопрос: «Что мы сделаем сначала? Потом?» Что нам для этого понадобится?
6 этап. Во время проведения эксперимента необходимо выдвигать гипотезу перед экспериментом с каждым предметом.
Побуждать детей делать выводы.
В данном исследовании вывод: из ненужных предметов: трубочек, небольших предметов с отверстием, можно выдувать мыльные пузыри.
7 этап. Определение возможных путей дальнейшего изучения проблемы. Узнать, из каких других предметов можно выдувать мыльные пузыри.
«Как вы думаете, теперь эти предмет мы можем использовать для выдувания мыльные пузыри».
О чем должны помнить взрослые, организуя экспериментальную деятельность детей?
Критика - враг творчества, любой детской деятельности. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, какими бы они не казались нам нелепыми.
Следует помнить, что, если вы хотите, чтобы ребенок проявил интерес к какому-то виду деятельности, нужно нам взрослым пробудить этот интерес своей искренней заинтересованностью.
Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку. Часто «Не хочу», «не буду», связано именно с тем, что ребенок уверен, что не сможет это сделать.
Важно воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
В то же самое время вовремя заканчивать эксперимент плавно переходя к последнему этапу до появления признаков потери интереса у детей.
В группе мы с детьми проводили интересные эксперименты с водой.
- Вода, какая она?». - «Тонет – не тонет».
- «Разноцветная вода».
- «Во что превратится снег?».
- «Исчезновение воды». «Как перелить воду с помощью трубочки»
Не только специально организованные эксперименты можно назвать экспериментами, но и разнообразная деятельность детей, будь то простое нанизывание колец пирамиды или рисование разными материалами, сочинение слов или конструирование является экспериментированием.
В группе у нас имеется мини огород. Мы с детьми посадили и выращиваем лук, огурцы, горох, фасоль, ухаживаем за ними, наблюдаем за их прорастанием.
наблюдаем за распусканием почек у вербочки.
В ходе акции «Подари хорошее настроение!»
мы провели эксперимент «Чем можно рисовать на ладошке», получили много положительных эмоций, ведь рисовать на ладошке это еще и щекотно.
Дети экспериментируют, когда творчески используют физкультурное оборудование, играют с головоломкой – змейкой, учатся вырезать, правильно держать ножницы,
Одно время дети были увлечены составлением планов, поиском сокровищ. И находили какие игрушки, утерянные части игрушек, ими это воспринималось как значимая находка.
Через игру знакомились к качествами и свойствами надутого шарика.
И даже играя в лото, дети экспериментируют – пробуют разложить все на карточке, чтобы ничего не сбить.
Выполняя трудовые поручения, экспериментируем!
Наши хозяюшки – мы научились стирать белье, знаем что для этого понадобится и мальчики к этому тоже проявили интерес, так что дома предложите проявить им знания на практике.
Точить карандаши – не легкое дело, а чтобы получилась длинна стружка, еще труднее. Дети думали, как же надо держать карандаш, как его поворачивать.
Красотка. Такая красота могла появится только в результате эксперимента с волосами.
Наши эксперименты на улице:
На олененке провели эксперименты «Сколько детей может удобно поместиться», «Как встать, чтобы не упасть».
Знакомились со свойствами снега, рассуждали, почему нам нельзя туда заходить, играли с собственной тенью, сравнивали качества и свойства мокрого и сухого песка.
Спасибо, уважаемые родители! Что вы откликнулись на нашу просьбу и принесли в детский сад для детей фотоальбомы. С ними тоже можно экспериментировать: как перелистнуть странички, чтобы они не порвались, как сесть, чтобы всем было видно, что за отпечатки на фотографии. Или рассматривать с помощью лупы.
А еще у нас появился очень красивый макет дороги. Его нам подарили на день рождение д. с. семья Вики Г. и Виолетты С. Огромное спасибо. С ним мы тоже проводили эксперимент «как нужно двигать машинки и фигурки человечков, чтобы не оставить отпечатки на дороге».
На спортивном развлечении «Юные защитники Отечества!»
Дети тоже имели возможность экспериментировать:
- Как сбить с ног противника,
- Как удержать «коридор»,
- Как забинтовать раненого бойца.
В нашей группе имеется центр экспериментирования.
Имеется место для хранения материалов (природного, «бросового»)
• приборы – помощники, сосуды, бросовый материал
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито;
• микроскоп, компас, песочные часы;
• карточки – схемы проведения экспериментов;
• карточки с правилами работы с материалом.
Есть кубки, заработанные детьми за исследовательские проекты, проектные папки
И так, экспериментирование способствует развитию познавательной компетенции, у детей возрастают возможности инициативной активности.
Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», в результате дети будут проявлять инициативу и творчество в решении проблемных задач.