Наталья Абдулаева
Родительское собрание в средней группе «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к родительскому собранию в средней группе
«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
Цель: дать родителям представление о понятии жестокое обращение с детьми.
Задачи:
1. Познакомить родителей с видами жестокого обращения с детьми и их последствиями;
2. Познакомить с правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
Темочки:
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
3. Содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.
Материалы и оборудование: слайд-презентация по теме, музыка для сопровождения, разрезанные ситуации.
Ход родительского собрания
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. В группе мы наблюдаем разногласия между детьми, использование в речи грубых, оскорбляющих слов. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям. Понятно, что причин здесь может быть несколько. И сегодня мы с вами рассмотрим одну из них. Но для начало ответьте на вопросы.
1. «Наказание ребёнка взрослым происходит, потому, что…»
2. «Как вы наказываете Вашего ребёнка…»
3. «Кто, по-вашему, более ответственен за воспитание ребёнка – родители или образовательное учреждение?»
В «Законе об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения.
По данным российской статистики:
• насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,
• около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,
• более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,
• 25 тысяч из них находятся в розыске,
• около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью
Существует два вида наказания:
1. Физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесных наказаний. Это также изоляция в темной комнате, изоляция в угол, лишение еды (вкусностей). Когда взрослый наказывает маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. И это не решает проблем. Это только заставляет чувствовать ребенка плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Это нередко сказывается здесь в детском саду, в играх и в деятельности, а так же, когда ребенок приходит и находит свою жертву, на которой он также может возместить выплеснуть весь свой негатив.
Хочется подчеркнуть, физические наказания недопустимы. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными.
У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
2. Моральная жестокость - это неспособность родителей удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
3. Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого!
Как говорят “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”. Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан;
- недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью;
А сейчас мы с вами попробуем разыграть ситуации и вместе с вами разобрать.
• Ситуация для анализа.
Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его: - Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.
Вопросы для анализа.
- Какими могут быть последствия взаимонепонимания?
• Ситуация для анализа.
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.
Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход:
- Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы для анализа
- Что ребенок испытывает в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки? (У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему последними узнают о событиях в жизни их ребенка.)
- Стараетесь ли вы поддержать стремление ребенка поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
• Ситуация для анализа
Мама: Миша, быстро собирай игрушки и иди спать!
Миша: не буду!
Мама: я тебе сейчас «поддам» и быстро соберешь!
Миша: не буду! (мама ударяет ребенка, он плачет, но собирает игрушки)
Спасибо вам за ваши высказывания! А сейчас, может кто-то из вас хочет поделится своими опытом воспитания, применения эффективных, по вашему мнению, наказания, имеющих педагогическую целесообразность или есть проблемы воспитания, которые вы хотели бы обсудить, решить вместе с нами или индивидуально с нами.
В конце своего доклада предлагаю вам посмотреть видеоролик.
«Семейное насилие»
Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой правонарушения наших детей.
Спасибо за внимание!