Татьяна Юрьевна Сартакова
Родительское собрание в подготовительной группе «Какой он, будущий первоклассник?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Титульный слайд - Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарим за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Мы познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательна для вас.
-Наше знакомство хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом микрофон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет несколько слов о своём ребёнке (игра-приветствие «Снежный ком»: первый играющий представляется, называя фамилию, имя и отчество, называет имя своего ребёнка и характеризует его 1-3 словами, второй повторяет сказанное первым игроком и представляется сам… Например, Архирейская Оксана Сергеевна, мама Насти, она творческая, самая любимая).
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Какой он, будущий первоклассник?“» размещена в разделах
-Замечательно! Вот мы и познакомились не только друг с другом, но и узнали самое интересное о ваших детях.
слайд 2 - А сейчас предлагаю вам, поиграть в игру – размышление «Мой ребёнок первоклассник». Инструкция: напишите на своих осенних листочках то главное, по вашему мнению, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.
Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор.
- А сейчас предлагаю сравнить «портрет идеального первоклассника», нарисованного вами с тем, что об этом говорят психологи (выступление психолога).
2. Титульный слайд
Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка.
Слайд 2
Физиологическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения.
Слайд 3
Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
Слайд 4
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Слайд 5
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
- он доложен ориентироваться в пространстве, знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т. д.
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Что же должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
Слайд 6
1) Внимание.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
Слайд 7
2) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
Слайд 8
3) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» …
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
Слайд9
5) Речь.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
Слайд 10
6) Математика.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
Слайд 11
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Слайд 12
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; должен понимать, что хорошо, а что – плохо.
Слайд 13
«Как же трудно ему будет в школе!» – подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то, что же будет в школе? И упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе.
Слайд 14
А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями: «Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет», «опять отвлекаешься». Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Слайд 15 Игра «Собери портфель»
Вот так же на ощупь собираются в школу дети, которые еще не приняли на себя роль школьника. Такие первоклассники могут учиться очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Слайд 16
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Слайд 17
3. – Предлагаю вам посмотреть мультимедийную презентацию «Вот какими мы стали».
4- Первый раз в первый класс! Это звучит очень завораживающе, как-то маняще и интересно. Но как сохранить эту любознательность ребенка на долгие годы, что бы, ни пропал его интерес к учебе? Ведь сидя за партой в красивом классе, когда учительница задает вопросы: один, второй, третий, дети тянуться отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их. Наверное, трудно будет удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходила как можно дольше, надо готовить ребенка к школе, к умственным нагрузкам постепенно, начиная с 4 лет.
Сегодня первоклассникам предъявляют гораздо более высокие требования, чем 20 лет назад. У ребенка, едва достигшего 7 лет, должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас. У будущего школьника должны быть развиты познавательные психические процессы, он должен иметь развитую память, логическое мышление, внимание и воображение. Ему нужно обладать хорошо развитой мелкой моторикой, которая определяет, насколько быстро и хорошо он научится писать.
Но как вы, родители, можете ему помочь? Ответ прост: поиграть вместе с ребёнком! Ведь игра — наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. В игре дети:
учатся применять имеющиеся у них знания;
сталкиваются с необходимостью поиска новых знаний;
получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.
Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе?
Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Вы можете выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:
формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»);
развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).
Слайд 3 «4-й лишний»
Слайд 4 «Развиваем память»
Слайд 5 «Объясни инопланетянину»
Слайд 6 «Установление связей»
Слайд 7 «Пожалуйста»
- Спасибо за активное участие в играх, проявленный интерес и сотрудничество!