Ирина Николаева
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность к школе» (с упражнением «Колесо коучинга»)
▼ Скачать + Заказать документы
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как подготовить ребенка к школе? И почему многие родители второклашек недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали с ним домашних заданий. Почему же он плохо учится?»
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Готовность к школе“ (с упражнением „Колесо коучинга“)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств. Что же такое готовность к школе? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.
Следовательно, понятие «готовность к обучению к школе» включает: три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную готовность к школьному обучению.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
- На что хочется обратить ваше внимание – неправильная посадка, длительная работа за столом – все это может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и деформации кисти пишущей руки.
Социальная или личностная готовность представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новым отношениям к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. В процессе развития у ребенка формируется представления о присущих ему качествах и возможностях, представление о том каким он должен быть и каким его хотят видеть окружающие. Совпадение социального «Я» и идеального считается важным показателем эмоционального благополучия.
Формирование адекватной самооценки – основа формирования самоконтроля в учебной деятельности (оценка результатов своих действий)
Учебная деятельность в современной школе – это совместная деятельность в которой учитель – ученик – учащиеся всего класса, на уроках активно используются коллективные формы работы. Если имеются трудности в общении – ребенок постоянно находится в состоянии ожидания насмешек, напряжения и других недоброжелательных проявлений в свой адрес. На рубеже 6-7 летнего возраста формируется внутренняя позиция школьника.
Психологическая готовность детей к школьному обучению – представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.
Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. Так например, «принятие задачи» тесно связано с учебным мотивом и умственным развитием ребенка.
Мотивы:
Социальный – дети сосредоточены на учебе, внимательно слушают педагога, старательно выполняют домашнее задание с ориентацией на оценку и при высоком интеллектуальном развитии учатся достаточно успешно, но если возникают трудности в усвоении материала – повышается уровень тревожности, интерес к школе падает.
Познавательный мотив – высокая учебная активность, они как правило не ограничиваются задачами школьной программы, стремятся узнать больше.
Оценочная мотивация - низкий уровень самостоятельности и неумение правильно оценить свои действия.
Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения школьного материала.
Принятие учебной задачи является важнейшим условием успешности усвоения способов учебных действий. Показателем готовности к школе – принятие и понимание ребенком поставленной задачи и преимущественная ориентация на результат.
Вводные навыки – хороший уровень облегчает адаптацию ребенка в школе и усвоению более сложных знаний и навыков и рассматриваются как один из показателей готовности ребенка к школе.
Графический навык – практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины – отсутствие интереса к освоению письма, недостаточная зрелость ММ кистей рук.
Произвольная регуляция деятельности – четкое и правильное выполнение ребенком инструкций обучающего взрослого.
Физиологическая готовность к школьному обучению – фундамент школьной деятельности :
- уровень физиологического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и состояние опорно – двигательного аппарата);
- состояние здоровья ребенка (1-2-3,4 - группа здоровья, наличие у ребенка: 3 группы – раннее обучение и повышенные школьные нагрузки противопоказаны; 4 группы – обсуждение с врачом обучение на дому, либо временная отсрочка поступления в школу);
- уровень биологического здоровья (достижение определенных пропорций-соотношение головы к длине тела).
Социальная или личностная готовность
- Самооценка (положительная – основана на самоуважении, ощущение собственной ценности и положительного отношения к самому себе ;
отрицательная – неприятие себя, отрицание своих возможностей, негативное отношение к своей личности : плохая адаптация к школе, трудности в построении общения с одноклассниками, страх ответов у доски);
-Развитие эмоционально – коммуникативных умений у дошкольников (трудности в общении приводят к нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам и к негативному отношению к учению в целом)
- Формирование внутренней социальной позиции школьника.
Психологическая готовность детей к школьному обучению
-мотивы учения (социальный мотив, познавательный оценочный, внешний и игровой);
- интеллектуальное развитие (восприятие, память, внимание, мышление-образное- логическое, речь)
- способность принимать учебную задачу (учащиеся с низким уровнем допускают много ошибок, невнимательны на уроках, плохо усваивают новый материал);
- вводные навыки
(* речевые знания и умения – звуковой анализ слова, построение фразы, словарный запас, фонематический слух, звукеопроизношение, знание букв, умение читать
*математические знания – счет в пределах 10, состав числа и умение решать арифметические задачи с «+» и «-«, представление о форме;
*навыки учебной работы);
- графический навык
(*низкий темп письма, быстрая утомляемость, неровная дрожащая линия, слишком сильный нажим – нежелание выполнять письменные упражнения);
- произвольная регуляция деятельности
(* не слышит с 1 раза инструкции учителя - неорганизованность, невнимательность, неусидчивость, нарушение правил поведения во время урока);
- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)
Практическая работа с родителями
1. Задание дается до представления основного материала.
Родителям предлагается вначале беседы, на листочках по 10 балльной шкале определить на сколько баллов, по мнению родителей, готов их ребенок к обучению в школе.
- Если вы думаете, что ваш ребенок готов к школьному обучению на 50 %, то отметьте цифру 5, если он, по вашему мнению, практически готов, то 8, 9 или 10.
___
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Задание предлагается после представления материала доклада.
Предлагается каждому из присутствующих на собрании, из выше перечисленных аспектов, выбрать те аспекты готовности к школьному обучению, которые наиболее значимы именно для него.
Для этого у каждого из присутствующих листы бумаги с нарисованным кругом «Колесом», разделенным на 8 равных частей (частей может быть больше или меньше, количество зависит от количества выделенных вами аспектов). Линия - радиус круга, делится на 10 шкал - частей (1-совсем плохо, 10-лучше некуда). Единица будет находиться в центре круга. Каждое деление обозначает готовность ребенка по выбранному вами аспекту на 3 балла,. 5 баллов и т. д. Эта часть круга выделяется цветом или штриховкой.
Теперь, необходимо подумать и с внешней стороны круга, подписать те аспекты, которые определяют готовность ребенка к школьному обучению. Перечень аспектов, о которых говорилось на собрании, можно выписать на доске (или карточке) и еще раз напомнить некоторые из них: физическая подготовка, адекватная самооценка, самоконтроль, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, коммуникативные навыки, учебная мотивация, принятие учебной задачи, сформированность познавательного интереса, графические навыки, произвольная регуляция деятельности, интеллектуальное развитие вводные навыки и т. д. (можете выбрать из предложенных или дополнить список).
Затем отметки соединяются линиями, отображая оценку ситуации в каждой из областей. Теперь получится наглядная картина текущего положения дел с подготовкой ребенка к школе.
Например, если родитель считает, что его ребенок физически недостаточно готов к нагрузкам школы (за столом не держит осанку, долго не может сидеть за столом, подвержен частым простудным и вирусным заболеваниям, быстро утомляется, имеет проблемы со зрением, врожденные заболевания, то он определяет, например, его готовность на 6 баллов (делений).
Таким образом, выделив каждую часть круга с выбранным значимым аспектом (по 10-балльной шкале, у респондентов должно получиться неровное «Колесо».
Когда «Колесо» закончено, важно посмотреть какой из аспектов менее всего выделен цветом (т. е. по этому параметру ребенок меньше всего готов к школьному обучению).
Каждый самостоятельно анализирует свой результат. Получилось с «колесо» или нет? Чем больше полученная фигура похожа на ровную окружность, тем лучше ребенок готов к обучению в школе. Какие же области (аспекты) требуют пристального внимания в данный момент? Что именно необходимо изменить? Что можете сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону?
Например, для хорошей физической готовности ребенка : следить за посадкой ребенка за столом во время учебных и самостоятельных занятий, начать делать зарядку всей семьей, записать ребенка в спортивную секцию, провести курс закаливающих мероприятий, витаминизацию, активно провести летний отпуск, сбалансировать питание, ограничить просмотр телевизора (работы за компьютером) и т. д.
Затем составляется список улучшений в каждой из областей и список конкретные действия; план мероприятий для достижения желаемого состояния дел, которые помогут действовать (работать над ошибками).
3. В конце родительского собрания.
Теперь, когда родители четко представляют критерии оценки готовности к школьному обучению и определили наиболее важные, они отмечают на шкале реальный уровень готовности своего ребенка к школе.
___
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Родители сравнивают шкалу 1 и шкалу 2 и видят реальный уровень готовности своего ребенка к школьному обучению и те проблемы над которыми они могут работать более активно.