Леонова Надежда
Родительское собрание «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
А. C. Макаренко
(Слайд №2) Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
(Слайд №3) Задачи трудового воспитания :
Развитие трудовой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Развитие трудовой деятельности.
Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Труд же требует определенной затраты физических и умственных сил. В труде результат обязательный компонент деятельности. Но его достижения нельзя рассматривать как главную задачу. Достижение результата имеет значение прежде всего, как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду.
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознал свои достижения.
(Слайд №4) Организация трудовой деятельности осуществляется:
Через самообслуживание;
Хозяйственно- бытовой труд;
Труд в природе;
Ручной труд.
(Слайд №5) Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
(Слайд №6-10) Хозяйственно – бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.
Хозяйственно – бытовой труд включает в себя такие работы, как наведения порядка в групповой комнате, дежурство по сервировке стола, дежурство по подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями, мытье игрушек и стирка кукольного белья.
(Слайд №11-13) Труд в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда.
Труд в природе включает в себя работу в огороде и цветнике, поддержание чистоты на участке. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость.
(Слайд №14,15) Ручной труд.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, стремление выполнить работу как можно лучше.
Занимаясь ручным трудом дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов.
Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой, соломкой и пр. – дает возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение.
Занимаясь изготовлением поделок, дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в детском саду, так и дома.
(Слайд №16) Трудовые умения и навыки закрепляем в играх, на праздниках и развлечениях. Дети с большой радостью участвуют, стараются как можно быстрее и правильнее выполнить все задания.
(Слайд №17) Чтобы научить ребенка трудиться нужно сделать его труд творческим, приносящим ребенку радость и удовлетворение.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.
Труд вместе с родителями несомненно доставит ребенку радость.