Любовь Сивак
Родительское собрание «Развиваем речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для родителей
Тема: «Развиваем речь ребенка»
Цель: Показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимания родителей к формированию единого понимания цели и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Развиваем речь ребенка“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Нетрадиционная, мастер- класс для родителей.
Участники: Воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: Зеркала, запись спокойной музыки, мяч, раздаточный материал «Учусь пересказывать» Теремкова Н. Э. ,клубок.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Мастер - класс, артикуляционная гимнастика:
- Сказка «У бабушки с дедушкой»;
-Упражнение на развитие слуха;
-Упражнения на развитие словарного запаса;
- Словесные игры;
-Развитие грамматических навыков;
-Связная речь (Рассказ).
3. Заключительная часть.
Подготовительная работа:
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- Н. Э. Теремкова раздаточный материал «Учусь пересказывать».
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс, Сил совсем нет
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю …
Как быть господа? Тема: «Развиваем речь ребенка»
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажитесь мне? (нет)
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Хотелось бы подчеркнуть, что вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка.
Первая его школа – Ваш дом.
Речь – чудесный дар природы. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса.
Мы проведём собрание в нетрадиционной форме, следуя правилу
Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, может бытья запомню. Вовлеки меня, и я пойму».
2. Игротренинг с родителями.
Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Игра «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
3. Артикуляционная гимнастика
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.
Различные упражнения способствуют:
-выработке целенаправленной воздушной струи
-расслаблению мышц языка
-умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении
-укреплению мышц языка
-подъёму мышц языка вверх
-вырабатыванию подъёма спинки языка вверх и т. д.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили – старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)
В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,
А с ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком,
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки,
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!
Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»
3. Упражнения для развития слуха
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.
Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).
Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.
4. Развитие словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Упражнение №3. "Игра в слова".
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних
животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т. п.).
Задание №2.
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром -. , ветер -. , а снег -. , дождь -. , а солнце -. ".
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Упражнение №4.
Игра №1 «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра №2 «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки).
Игра №3 «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра № 4 «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
5. Развитие грамматических навыков
Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение № 5. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко"’.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение № 6. "Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка.. На столе лежат бумага и кра.. В лесу растут гри.. В саду растут цве.. У нас есть петух и.. Зимой бывает хо.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Я Вам раздам рассказы, Вы дома предложите ребенку послушать рассказ.
-Прочитайте название рассказа.
-Рассмотрите и обсудите вместе с ним рисунок, размещенный снизу под названием. -Предложите ребенку после пересказа обвестирисунок по пунктирным линиям и раскрасить его.
-Выразительно прочитайте ребенку рассказ.
-Побеседуйте с ребенком.
-Попросите ответить полными ответами на вопросы по тексту рассказа.
-Прочитайте ребенку рассказ повторно.
-Попросите пересказать рассказ, опираясь на картинки наглядного плана.
Пройдет совсем немного времени, и скоро вы, уважаемые взрослые, заметите, что некогда унылое занятие пересказом превратится для вашего ребенка в увлекательное занятие.
3. Заключительная часть.
В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Желаю успеха!
Источники:
1.https://blog.dohcolonoc.ru/entry/rabota-s-roditelyami/roditelskoe-sobranie-tema-razvivaem-rech-rebenka.html
2.https://ped-kopilka.ru/blogs/sofja-aleksandrovna-druzhinina/-rechevaja-gotovnost-k-shkole.html
3. Теремкова Н. Э. «Я учусь пересказывать» 3 часть.