Александра Игнатенко
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребёнка»
▼ Скачать
Родительское собрание в ДОУ
«Роль семьи в воспитании ребёнка».
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас!
Сегодня мы поговорим о Ваших детях и о том, какую роль в их воспитании играет семья.
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в воспитании ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Послушайте высказывание Василия Александровича Сухомлинского: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Согласны вы с данным высказыванием?
- Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но именно в семье закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей.
Для чего человеку семья? (ответы родителей).
Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни любимая и увлекательная работа, ни друзья - не могут дать то, что может дать семья.
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Ассоциации».
Услышав задание, вам нужно дать ответ словами, которые пришли в голову первыми.
- Если семья - это постройка, то она (крепкая, большая, прочная)
- Если семья - это музыка, то она (спокойная, красивая, весёлая)
- Если семья - это настроение, то она (бодрая, весёлая).
-Если семья – это фрукт, то это (яблоко, вишня, банан).
-Если семья – это животное, то это (кошечка, слон, собачка, тигр, мышка).
-Если семья – это цветок, то это (ромашка, роза).
Воспитатель : В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как семья! У каждого свое видение и свое представление о семье.
Семья для ребенка – это место его рождения и становления как личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, образован и здоров.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
Существует 4 тактики воспитания в семье : диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется инициативой одних членов семьи (в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.
Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.
Сотрудничество предполагает совместную деятельность и досуг.
При тактике невмешательства родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.
Какая тактика воспитания преобладает в вашей семье? (ответы родителей).
Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.
1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.
2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми, если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.
3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество.
4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т. д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.
Воспитатель задает вопрос : «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Ответы родителей : «Здорового, доброго, трудолюбивого, веселого, красивого, сильного, умного…».
Каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Наша с вами задача – совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера и направить их в нужное русло.
В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.
По-вашему мнению, какой метод эффективнее в воспитании ребёнка – похвала или наказание? Обмен мнениями, обсуждение тезисов: «Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка».
1 тезис. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2 тезис. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай!».
3 тезис. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.
4 тезис. Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства.
5 тезис. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.
6 тезис. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.
7 тезис. Наказание – не за счет любви. Чтобы не случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка за ухом и спросил:
- И все?
- Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
И я хочу пожелать Вам, дорогие родители, чтоб в процессе воспитания ваших детей вам все время сопутствовали любовь, прощение и терпение и мира всем нам!
Благодарю всех за внимание и работу!
И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!