ВИКТОРИЯ Данельюк
Родительское собрание «Развитие фонематического слуха у детей 4–5 года жизни»
Тема
«Развитие фонематического слуха у детей 4-5 года жизни»
Подготовили: Данельюк В. Д.
Сарма А. Ф.
Цель: формирование компетенции родителей в вопросах коррекции фонематического слуха у младших школьников и дальнейшее включение родителей в коррекционный процесс как активных участников.
Публикация «Родительское собрание „Развитие фонематического слуха у детей 4–5 года жизни“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Задачи: сформировать у родителей младших школьников представления о фонематическом слухе и его значении при обучении детей письменной речи;
сформировать у родителей необходимые представления о последовательности работы над развитием фонематического слуха у младших школьников с целью дальнейшего включения родителей в коррекционный процесс как активных участников;
сформировать у родителей умение оказывать детям методически правильную помощь при выполнении упражнений на развитие фонематического слуха из домашних рекомендаций логопеда.
План собрания :
1. круглый стол по теме собрания.
2. ознакомление родителей с понятием «фонематический слух», определение его значение в письменной речи.
3. практика.
4. основные направления речевого развития детей дошкольного возраста.
5. рефлексия.
6. памятка для родителей закон краснодарского края № 1539.
Ход собрания.
1. Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на очередном собрании. Сегодня мы поговорим об одном из самых распространенных речевых нарушениях- нарушении фонематического восприятия и о методах профилактики и коррекции. Ведь правильная речь – одно из важных условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослым, совершеннее его умственное развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психофизического развития ребенка, и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Что же это такое «фонематический слух»? Для чего он нужен.
2. Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.
Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной звук, вследствие этого происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению ( например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.
Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие, путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова, а в письменной речи появляются постоянные ошибки. Со временем дефект может закрепиться и с возрастом это будет сложнее исправить. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали это и старались развивать фонематический слух своего ребенка.
Как развить фонематический слух?
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов;
5. различение звуков;
6. анализ звукового состава слова.
3. Немного практики.
Сейчас на практике рассмотрим каждый из этапов.
Родители разделены на 6 групп, представители от каждой группы вытягивают билет. В билете указан этап работы на фонематическим слухом. В творческих группах родители из предоставленного логопедом альбома выбирают соответствующие этапу задания, подбирают необходимую атрибутику. Педагог дает время на подготовку.
Итак, уважаемые родители, приступим:
1 ЭТАП - узнавание неречевых звуков.
Прежде чем перейти к узнаванию фонем ребенка учат внимательно прислушиваться к звукам окружающей среды.
Родители первой группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Угадай, что звучало». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
2 ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса.
На данном этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Родители второй группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Далеко – близко» - развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".
Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
3 ЭТАП – различение слов, близких по звуковому составу.
На данном этапе дети учатся различать слова-паронимы.
Родители третьей группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Кто внимательный?». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».
Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно.
4 ЭТАП - различение слогов.
Ребенок должен узнать на слух заданный слог. Взрослый произносит слоги, как только ребенок услышит заданный слог, он должен просигнализировать (хлопнуть, поднять карточку и т. д.).
Постепенно задание усложняется, например, Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па, а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.
5 ЭТАП - различение звуков.
Начинать нужно с различения гласных звуков, а затем переходим к различению согласных.
Родители пятой группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Что звучит?». Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и. " Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
6 ЭТАП - анализ звукового состава слова.
Детей учат выделять из слова первый и последний звуки, определение место звука в слове (начало, середина или конец, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).
Работа начинается с анализа гласных звуков.
Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Ребенок громко называет изображение на картинках, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).
Родители шестой группы показывают примерное упражнение.
определение в словах первого гласного звука (А).
Содержание: назвать первый звук в словах. При затруднениях обратить внимание ребенка на символ звука А.
Слова: АНЯ, АИСТ, АВГУСТ, АЛЛА, АЛИК, АФРИКА, АРМИЯ, АСТРА, АДРЕС, АВТОМАТ, АКВАРИУМ, АБАЖУР, АПРЕЛЬ, АПТЕКА, АДРЕС, АФИША, АНТИЛОПА, АЙБОЛИТ, АНДРЕЙ, АНЮТА, АТАКА, АЛЬБОМ, АНГИНА, АКУЛА.
4. Уважаемые родители. Речь необходима человеку для общения. Одним из главных критериев развития дошкольника является речевое развитие.
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
• владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
• формирование правильного звукопроизношения;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• обогащение активного и пассивного словарного запаса;
• развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
• ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература, формирование их осмысленного восприятия;
• развитие речевого творчества;
• формирование предпосылок к обучению грамоте.
В новых стандартах есть несколько основных направлений речевого развития детей дошкольного возраста:
1. Формирование словаря.
2. Звуковая культура речи.
3. Грамматический строй речи.
4. Связная речь.
5. Подготовка детей к обучению грамоте.
6. Интерес к художественной литературе.
Все это - основа будущего чтения и письма + зрительное восприятие, моторика, зрительно-моторные координации, память и прочее.
5. Уважаемые родители, вот мы и познакомились с понятием «фонематический слух», определили его значение в письменной речи, попробовали себя в роли логопеда. Я думаю, что в Вашем лице я приобрела надежных союзников, и теперь мы вместе будем идти к «правильнописанию» наших детей.
И в заключении хочу вам сказать, что если работу по обучению правильному произношению звуков может осуществлять только логопед, то задания по развитию фонематического слуха дети могут выполнять под руководством родителей.
6. Хочу напомнить Вам о законе который все должны исполнять и предлагаю ознакомиться с памяткой.
ПАМЯТКА
для родителей об основных положениях
Закона Краснодарского №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»
Цель принятия закона: Создание правовой основы для защита жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края.
ПРАВА ДЕТЕЙ :
- Право на жизнь
- Право не подвергаться насилию
- Право на личную неприкосновенность
- Право на проживание в семье
- Право на заботу и содержание со стороны родителей
- Право на получение образования в школе в учебное время
- Право на организацию отдыха, занятости, досуга
РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ :
Не допускать пребывания в общественных местах без их сопровождения детей и подростков в возрасте:
- до 7 лет - круглосуточно;
- от 7 до 14 лет с 21 часа до 6 часов утра;
- от 14 до 18 лег - от 22 часов до б часов.
ст. 3 п. 3 Закона: «родители, (законные представители, должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей) родственников и ответственных лиц» данных категорий в обозначенное выше время
Наказания родителей, предусмотренные Законом:
- Предупреждение
- Административный штраф
- При угрозе жизни и здоровью ребенка - отобрание его у родителей и лишение их родительских прав
Несовершеннолетним (до 18 лет) категорически запрещается самостоятельно приводить и забирать детей из ДОУ.
Спасибо за внимание.