Елена Сидоренко
Родительское собрание «Мастер-класс «Экология и как мы её видим»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через игру и поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
Публикация «Родительское собрание „Мастер-класс „Экология и как мы её видим“» размещена в разделах
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Практическая значимость: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей и родителям. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса :
Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые гости!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все… природу.
Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему : «Экология и как мы её видим». Что же такое экология? (ответы)
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
«Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта».
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Воспитатель:
А знаете ли вы, какие–нибудь интересные факты о живой и неживой природе? Давайте поиграем в игру:
Ромашка: «А знаете ли вы?» По очереди, отрываем лепесток, и зачитываем, начиная со слов – «А знаете ли вы?»
1) Что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)
6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
Воспитатель: А сейчас поиграем в шуточную игру:
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает. (корова, обезьяна).
11. Слышала вся улица, как мычала. (курица, корова).
12. На болоте во весь дух, громко квакает. (петух, лягушка).
Воспитатель: Все мы знаем что дети очень любят экспериментировать. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.
Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.
Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили с детьми.
Воспитатель: Разминка
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Сказка называется «Путешествие лягушонка».
В одном сказочном царстве разлилось таинственное молочное озеро…
Опыт № 1
Взрыв цвета в молоке
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него пищевых красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства!
Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
А рядом с молочным озером было еще одно - где
росла кувшинка. С восходом солнца она распускалась.
Опыт № 2
Цветы кувшинки.
Нам понадобятся вырезанные из бумаги цветы, с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
В этой кувшинке жил маленький лягушонок. Он подрастал, становился любознательным. И захотелось ему посмотреть мир, узнать что же там за озером. Вышел он на берег, а берег тот был сказочно красивым.
Опыт № 3 Цветной песок
Сейчас мы сделаем красивый берег.
Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком на подносе.
Гуляя по разноцветному песку, лягушонок увидел мандарин. Ему захотелось его попробовать. Но вдруг он вспомнил, что мама учила, мыть фрукты перед едой. Лягушонок решил помыть и опустил его в воду. И тут он обратил внимание на то, что мандарин не тонет. Как бы он не пытался мандарин - не тонул.
Как вы думаете, почему мандарин не тонет?
(В мандариновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды.)
А теперь я предлагаю мандарин очистить и посмотреть будет ли очищенный мандарин плавать? Давайте попробуем. К сожалению, он тонет. Как вы думаете, почему?
Как вы думаете, чтобы нашему лягушонку стало веселее, как мы можем ему помочь? (сделать друзей)
Конечно, и я вас научу делать веселых лягушат из бумаги способом оригами. (предлагаются квадраты разноцветной бумаги, глазки)
На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилась желание ещё больше узнать о природе. Мой совет научитесь верить в себя и ведите активный поиск самых лучших идей, нас много и мы должны учиться друг от друга и я надеюсь, что мой опыт тоже будет полезен. Спасибо всем за внимание и участие в мероприятии.
Хочу пожелать Вам крепкого здоровья, мирного неба и творческих успехов!