МААМ-картинки

Родительское собрание-мастер-класс «Новый взгляд»

Юлия Двинских
Родительское собрание-мастер-класс «Новый взгляд»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Улыбка» г. Кирс Верхнекамского района Кировской области.

Родительское собрание – мастер-класс «Новый взгляд». Учитель-логопед МКДОУ №5 «Улыбка» Юлия Сергеевна Двинских.

Актуальность.

Развитие речи и моторного планирования у дошкольников играет важную роль в их обучении и адаптации к окружающему миру. Поддерживать здоровое и гармоничное развитие этих навыков помогает создание игровых ситуаций, в которых дети могут развить свои умения. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Взрослые должны понимать, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать навыки моторного планирования.

Публикация «Родительское собрание-мастер-класс „Новый взгляд“» размещена в разделах

Цель: обогатить опыт родителей по теме «Моторное планирование, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Задачи:

1. Способствовать повышению педагогической культуры родителей путём их активного просвещения с помощью мастер-класса.

2. Показать взаимосвязь развития моторного планирования и речи ребёнка раннего возраста; познакомить с методами и приёмами развития моторного планирования.

3. Расширить представления родителей о нетрадиционных способах развития мелкой моторики рук;

4. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками»;

5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Оборудование для детей: пипетки, стаканчики с водой, тарелки, фасоль белого и красного цвета, жестяные крышки на резинках, пластилин, стеки.

Оборудование для родителей: цветные карандаши, клей, бумажные салфетки, картон, ножницы, пуговицы красного, синего и жёлтого цветов. Для изготовления личного пособия предлагаю: пуговицы, ракушки, синельные палочки, крупные макароны, прищепки, атласные ленты, крышки разных размеров, камушки, бусины, шишки, нитки для вязания, трубочки для коктейля, дуршлаг, су-джок мячики, тонкие резинки для волос, пинцеты, поднос с манной крупой, сетка для раковины, цветная бумага, маленькие пластиковые ложки.

Оборудование для педагога: проектор, экран, ноутбук, музыкальные треки, большой платок зелёного цвета, мягкая игрушка гусеница.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы с вами рассмотрим вопрос взаимосвязи моторики и речи ребёнка, а также познакомимся с приёмами и играми, способными помочь ребёнку в развитии речи. Вы сами станете активными участниками мастер-класса и с помощью имеющихся на столах предметов, создадите своё персональное пособие для работы с малышом.

Слайд 2

Начать нашу беседу хочется словами известного советского - педагога Василия Александровича Сухомлинского (на слайде). Но как связаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук – это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребёнка автоматически развивается не только речь, но и мышление? Откуда эта идея? Познакомлю вас с результатами исследований, которые проводились М. М. Кольцовой в Доме ребёнка. Дети раннего возраста, с которыми стали заниматься развитием мелкой моторики, стали очень быстро развиваться по сравнению со сверстниками. Буквально через несколько дней у них появилось звукоподражание. Отсюда был сделан вывод о прямой связи между мелкой моторикой и речью.

Слайд 3

Сторонники этой теории также вспоминают, что в коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону! На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой и с любой застёжкой – а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстаёт от сверстников. Что же мы развиваем? На самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно мелкую моторику! Конечно, развитие этой сферы тоже очень важно. Но не более важно, чем, скажем, развитие общей моторики или восприятия.

Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры – зря? Оказывается, не зря! Всё дело в том – как…

Слайд 4

На самом деле на развитие речи ребёнка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование – это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сначала Вы будете думать, куда ставить ногу, как повернуться и т. д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.

Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком. Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков. Получается важно не просто заниматься мелкой моторикой, а важно – как заниматься. Важно, чтобы действия были непривычны для ребёнка. Если ребёнок изо дня в день собирает одни и те же пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребёнка. Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми упражнениями и играми, способствующими формированию моторного планирования у детей.

(В зал заходят дети и садятся за стол к своим родителям)

Здравствуйте, дети. Занимайте места рядом с родителями.

Наступила весна. Это прекрасное время года, когда просыпается вся природа. И сегодня я хочу вас познакомить с нашей гостьей- красавицей гусеницей (демонстрация мягкой игрушки гусеницы). Я предлагаю вам сделать для нашей гусеницы друзей.

Опыт «Гусеница просыпается»

Цель: формировать навык моторного планирования, пинцетный захват.

Описание: уважаемые родители, возьмите салфетку и положите перед собой, накрутите её на карандаш, для фиксации край салфетки смажем клеем, теперь дети пусть раскрасят фломастером эти заготовки, сжимаем салфетку к центру и снимаем с карандаша. Наша гусеница готова! А сейчас на ваших глазах гусеница будет расти. Для этого дети набирают в пипетку воду из чашки. Зажимаем мягкий кончик пипетки, опускаем его в воду и разжимаем пальчики. Затем аккуратно переносим воду в пипетке и лёгким нажатие на мягкий кончик пипетки выливаем всю воду на гусеницу, получается дождик. (бумага впитывает воду, и гусеница растёт). Отлично получилось.

Пальчиковая игра из серии «Расскажи стихи руками» «Гусеница»

Цель: развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, развивать речь, развивать память и внимание, воображение.

Описание: предлагаю встать на ноги и рассказать стихотворение, помогая себе руками.

Маленькая гусеница по листу ползёт.

По листу ползёт и песенку поёт:

Ладонь, кулак ты тоже можешь так.

Ладонь, кулак ты тоже делай так. - Ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, складываясь и разгибаясь по внутренней стороне другой руки от кончиков пальцев до плечевого сустава.

- Обе руки одновременно показывают ладонь, затем кулак

Листик как конфеточку, целый день грызёт

Целый день грызёт, песенку поёт:

Ладонь, кулак ты тоже можешь так.

Ладонь, кулак ты тоже делай так. - скребём пальцами одной руки по ладони другой руки

- Обе руки одновременно показывают ладонь, затем кулак

Наконец накушалась, кокон вдруг свила.

Кокон вдруг свила и песню завела:

Ладонь, кулак ты тоже можешь так.

Ладонь, кулак ты тоже делай так. -Большими пальцами «моталочка» перед собой»

- Обе руки одновременно показывают ладонь, затем кулак

В коконе, как в домике, зиму проспала.

А весной той куколке надоело спать.

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать. - Прячем указательный палец правой руки в кулак левой руки

- Руки сгибаем в локтях и машем кистями рук, как крылышками, бегая по залу.

Я думаю, нашим гусеницам обязательно нужен дом. Давайте вспомним, где живут гусеницы (ответы детей и родителей).

Вы правы. В природе много самых разнообразных гусениц, которых можно найти в травке, на листочках и веточках деревьев. Гусеницы поедают листья деревьев, цветов, яблоки. Предлагаю домиком для гусеницы сделать цветущую яблоню. А кто знает, каким цветом цветочки яблони? (ответы). Правильно, они белого цвета. Посмотрите перед вами на тарелках фасоль белого и красного цвета. Предлагаю выбрать для яблоньки фасоль только белого цвета. А делать мы это будем не обычным способом.

Упражнение «Яблоневый цвет»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, пинцетный захват, усидчивость, внимательность, способствовать формированию нейросвязей.

Описание: родители, наденьте детям на запястья рук широкие резинки, к которым приклеены жестяные крышки. А вам, дети, необходимо разложить фасоль по крышкам так, чтобы в одной была вся фасоль белого цвета, а в другой красного цвета. Уважаемые родители, пока дети выполняют задание, я предлагаю вам сделать заготовку для ваших яблонь. На листе картона рисуем карандашами ствол и крону дерева. Раскрасить нужно только ствол. Перед вами на столах лежат салфетки зелёного цвета, необходимо разрезать их на квадраты размером примерно 1 на 1 сантиметр (дети и родители выполняют задание, звучит лёгкая музыка).

Объёмная аппликация из бумаги и пластилина «Цветущая яблоня»

Цель: упражнять детей в отщипывании маленьких кусочков пластилина от куска, в надавливании указательным пальцем на кусочек пластилина, прикрепляя его к основе, развитие мелкой моторики, воображения.

Описание: ребята, предлагаю вам взять в руки пластилин зелёного цвета, отщипнуть от него небольшой кусочек и указательным пальцем прикрепить его к кроне вашего дерева. Таким образом, заполняем всю крону. Далее берём фасоль белого цвета и приклеиваем её к кроне сильным нажатием пальцев. Берём кусочек нарезанной салфетки и с помощью карандаша (заточенным концом) приклеиваем его на крону яблони. Это будут листья. (дети и родители выполняют задание, звучит лёгкая музыка).

Вот и получился прекрасный дом для гусеницы. Я думаю, она с удовольствием будет в нём жить.

Уважаемые родители, сейчас вы сами опробовали различные игры и упражнения для развития моторного планирования, и я предлагаю вам стать автором ещё одной игры или пособия для развития мелкой моторики рук ваших детей. На столе вы видите различные предметы, которые помогут вам в этом увлекательном процессе. Итак, вперёд к новым свершениям!

А вам, ребята, я предлагаю стать на время гусеницами и поиграть в забавную игру.

Подвижная игра «Кто под листиком»

Цель: дать выход запасам энергии ребёнка, укрепить психоэмоциональное здоровье, развивать внимательность.

Описание: дети, пока звучит музыка, вы танцуете, как только музыка заканчивается, ложитесь на палас и сжимайтесь комочком лицом вниз. Я буду подходить к любому из вас, и накрывать большим платком, как листочком. Потом по моей команде: «Кто под листочком?» вы встаёте на ноги и угадываете, кто спрятан под листочком (игра повторяется несколько раз, пока родители изготавливают пособие).

А сейчас, уважаемые родители, наступило время презентации вашего пособия.

Итогом мастер-класса становится игра, пособие, которое родитель изготовил из подручных материалов. Родители по очереди знакомят нас со своими изобретениями и рассказывают этапы моторного планирования, необходимые малышу, при выполнении данного задания.

Я предлагаю вернуться к нашим гусеницам. Уважаемые родители, перед вами на столах пуговицы трёх цветов. Мне очень интересно, в каких бабочек превратятся ваши гусеницы.

Слайд 5

Если информация мастер-класса была для вас актуальна, и вы будете использовать её, то выложите из пуговиц бабочку красного цвета. Если будете использовать отдельные приёмы – бабочку жёлтого цвета, а если вам было не интересно, и вы не будете применять на практике полученные знания, то сделайте бабочку синего цвета.

Слайд 6

Спасибо вам, уважаемые родители и дети, за активное участие в мастер-классе. За вашу смекалку, сообразительность, проявленную при изготовлении новых игр. Желаю вам и вашим детям радости общения, новых идей и успехов!

Источники информации:

1. Надежда Близнюк Консультация «Мелкая моторика и речь — есть ли связь?». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам. ру (maam.ru)

2. Елена Нурмухаметова Проект мастер-класса для педагогов «Использование моторного планирования в системе коррекции речевых нарушений». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам. ру (maam.ru)

3. https://vk.com/video-70040716_456239980?list=6f61159170f4f00d77

4. https://www.babyblog.ru/user/id921715/153245?ysclid=li1kv9dedh22772166

5. https://vk.com/video-177772917_456240031?list=0dfe8631ebf9fee874

6. Моторное планирование и речь. Блог Лого-Эксперт (logopedprofiportal.ru)

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Говорящая среда — новый взгляд на предметно-развивающее пространство в ДОУ. Опыт работыГоворящая среда — новый взгляд на предметно-развивающее пространство в ДОУ. Опыт работы Последнее время все чаще в различных педагогических сообществах мы слышим термин «говорящая» среда. Давайте вместе разберемся, что это такое.

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе «До свидания, детский сад! Скоро в школу, в первый класс» ВидеоИтоговое родительское собрание в подготовительной группе «До свидания, детский сад! Скоро в школу, в первый класс» Видео Уважаемые друзья и коллеги! Приближается конец учебного года. Наша подготовительная группа «Подсолнух» готовится к выпуску. Хочу поделиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание-мастер-класс «Новый взгляд»
Опубликовано: 31 марта 2025 в 10:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание-мастер-класс «Новый взгляд»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Двинских (УИ 2359175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?
04 апреля 2025 пятница
Его величество — морковь!
Добрый доктор Айболит витамины есть велит!
Играем с камешками Марблс!
Праздник декоративных крыс!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД