Куракина Елена Евгеньевна
Консультация для родителей «Большие проблемы маленького человека. Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш сегодняшний разговор мне хотелось бы посвятить одной из важнейших проблем маленького ребенка - кризису трех лет.
В жизни каждого ребенка есть момент, когда он вдруг из очаровательного малыша превращается в самостоятельного человечка. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Называют этот достаточно сложный период кризисом трех лет.
Итак, что же такое кризис?
Кризис — важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.
Темочки:
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
С одной стороны, кризисы являются этапом смены ведущей деятельности ребенка, движущей силой развития личности.
С другой — это сложный период в жизни малыша, а так же в жизни его родных и персонала дошкольного учреждения.
Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Несмотря на малый возраст, ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Возникают противоречия между возможностями ребенка и его желаниями. Однако следует помнить, что все трудности носят временный характер.
Можно выделить основные симптомы данного кризиса :
1. Негативизм.
Малыш отказывается выполнять просьбы взрослого не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Т. е. ребенок стремится делать все с точностью да наоборот. Часто он это делает не только наперекор взрослым, но и в ущерб своим собственным интересам.
Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»
2. Упрямство.
Упрямство проявляется тогда, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он это уже потребовал, он так решил. Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми.
Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз «нет» и теперь настаивает на своем.
3. Строптивость.
Этот симптом является центральным для кризиса трех лет. Ребенок недоволен абсолютно всем Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем.
Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой и т. п.
4. Своеволие и капризность.
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Ну а родителям бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так получается быстрее. Однако нужно понимать, что этим самым вы лишите его радости от процесса деятельности.
5. Протест, бунт.
Ребенок находится в состоянии войны абсолютно со всеми, кто его окружает. Малыш со всеми идет на конфликт.
6. Обесценивание.
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам, он может бросать их, ломать.
Так же изменяется отношение и к людям. Малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами, часто он начинает кусаться, драться, кидаться разными предметами.
Что делать?
Нужно постараться направлять энергию ребенка в мирное русло.
Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
7. Деспотизм, ревность.
Ребенок учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.
Например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность.
Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Что делать?
Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны.
Одна из причин кризиса в потребности делать так, как взрослые. И эту потребность легко удовлетворить в игре. Но для этого следует играть вместе с ребенком. Необходимо научить его играть "во взрослых". Пусть ребенок берет на себя роль мамы, папы, врача, продавца и т. д. Покажите ему как это сделать, поиграйте с ним, а он с удовольствием будет вам подражать. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше.
Таким образом, в период кризиса взрослый должен взаимодействовать с ребенком: вместе играть, рисовать, лепить и т. д.
Так же дайте ребенку право выбирать самому, дайте ему больше самостоятельности там, где это возможно (каша, одежда).
В этот период для малыша очень важно знать, что вы заинтересованы его делами, его хоть и небольшими, но все-таки успехами и неудачами. Не следует сравнивать неудачи вашего ребенка с успехами других.
Так же н в коем случае не позволяйте малышу с помощью истерики добиваться своей цели. Иначе это закрепится и станет устойчивой формой поведения.
Очень важно не сдаваться тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте (магазин).
Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. Или постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?»
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ. Не в коем случае не меняйте своего мнения.
Однако, в любой ситуации проявляйте терпимость и понимание к ребенку. Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним наравне, ведь он тоже вполне самостоятельный.
И ГЛАВНОЕ ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!