Татьяна Кошелева
Родительское собрание «Азы воспитанности»
«Азы воспитания»
Подготовка к собранию
I. Провести анкетирование:
1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? Пожалуйста, приведите примеры.
2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
Публикация «Родительское собрание „Азы воспитанности“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
4. На какие вопросы на собрании вы хотели бы получить ответы?
II. Красочно оформить памятки.
Памятка для родителей
«Секреты воспитания вежливого ребенка».
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители :
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.
4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
III. Оформить выставку:
«Книги – помощники в воспитании культуры поведения у детей»
Ход собрания
1. Вступительное слово воспитателя Кошелевой Т. А.
Добрый вечер, уважаемые родители! Вот и наступил час, когда мы собрались все вместе. Мы рады встрече с вами. Ваши дети очень любят вас, гордятся вами, подражают вам во всем и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вас есть за что любить, чем гордиться, вы, действительно, являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за все время работы мы не встретили ни одного отказа на наши просьбы: расчистить снег, починить игрушки, принять участие в конкурсах. Спасибо Вам.
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.
«Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость».
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы выходим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200 – 300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и, потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…»
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом пойдет сегодня разговор.
Что является главным в воспитании хороших манер? Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения? Каким образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы как беседы, наказания, нравоучения?
2. Инсценировка. Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются две сценки.
Инсценировка 1
Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алеша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи: «Здравствуйте»! Я жду. О, господи, и в кого он такой упрямый, не ребенок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его еще учить?
Инсценировка 2
Две мамы разговаривают:
- Привет, как жизнь?
- Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребенком гуляю, по магазинам ходим.
(Ребенок, перебивая разговор, дергает мать за рукав)
- Мама, смотри, какой у мальчика пистолет. Купи мне такой-же.
- Не суйся, когда взрослые разговаривают. Ой, я вчера была в магазине. Какой выбор посуды! Чуть не купила.
Ребенок:
- Нет, ты мне скажи, ты купишь мне такой пистолет? Купишь, ну скажи, что купишь.
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребенок:
- Ну, пойдем в магазин скорее, я хочу такой пистолет.
- Что за ребенок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может, поговорить не дает.
3. Выступление воспитателя Проценко Л. С. :
Я уверена, что большинство из вас видели в жизни примерно такие же сцены… И далеко не всегда родители осознают, что они сами не правы в той или иной ситуации, а иногда не считают нужным объяснить ребенку как правильно было бы поступить.
Хочется отметить наиболее эффективные методы, которые можно использовать в воспитании культуры поведения у детей и познакомить вас с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка» (зачитывает памятку и раздает их родителям).
Педагог рассказывает о том, как похвала помогает в достижении результатов. Хвалите ребенка, и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
4. ОКНО – очень короткие новости на тему: «Вежливость и культура»
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виноваты – то «простите».
2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе.
3. На вопросы: «как дела?», «как здоровье?», «как настроение?» отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно».
5. Анализ поведения детей с помощью фишек.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек.
Если ребенок выполняет правило, то вы поднимаете фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – зеленого цвета.
1. Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем.
2. Аккуратно складывает одежду.
3. Всегда пользуется носовым платком, когда чихает.
4. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
5. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы – соответственно правилам, извиняясь.
6. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
6. Заключительная часть собрания
Бьет по стеклу хрусталь лучом,
Ковры разбросаны по стенам.
Мы твердо знаем, что почем.
И забываем о бесценном.
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям». Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого будет своего ответа сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения.
Литература:
Н. М. Метенова. Родительское собрание в детском саду. Методика проведения.