Елена Полякова
Родительское собрание «Волшебный мир книг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный мир книг».
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития детей.
Задачи:
• расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребёнка;
• стимулировать самообразование родителей;
Публикация «Родительское собрание „Волшебный мир книг“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
• прививать навыки читательской культуры;
• воспитывать бережное отношение к книге.
Предварительная работа с детьми:
- беседа о бережном отношении к книге;
- чтение и заучивание произведений
Предварительная работа с родителями :
- анкетирование;
- подготовить буклеты к собранию;
Материал
- подготовить выставку книг;
- объявление о собрании;
Повестка собрания
1. Выставка книг
2. Литературная викторина.
Ход собрания
Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг. Предлагает внимательно рассмотреть иллюстрации, запомнить названия, если позволяет время прочитать текст стихов или сказок.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы расскажем вам о пользе семейного чтения. О том, как выбирать детскую книжку и как её нужно читать. Проведем викторину по творчеству детских писателей. А сейчас давайте представим, чтобы было, если бы не было книг.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
(«Как бы жили, мы без книг» С. Михалков.)
Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям. Оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.
Для самых маленьких чтение – это прежде всего общение с родителями, в период «пристального внимания», остро необходимого любому ребёнку. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать её голос, чувствовать запах её волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребёнок устал или болен после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».
Во многих семья есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон.
Хотя некоторым детям и нравиться слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой дает малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.
Чтение новых книг стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна.
Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу, но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь я тебе про него почитаю?».
Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни в коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Иначе вы рискуете превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря-знайку, который будет считать, что сказки – это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно, оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой.
Если ребёнок задавал вам серьезный «научный» вопрос, предложите ему вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его пользоваться алфавитным указателем. Находить нужную статью в словаре или энциклопедии. Главное, даже если вы заранее знали ответ, не забудьте порадоваться и изумиться, найдя его вместе с малышом. Тогда он надолго, а может, и на всю жизнь сохранить, воспоминание о том, как вместе с вами узнал, как устроен магнит или крылья птицы.
Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой : полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательных детских писателях.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Самуил Яковлевич Маршак(1887-1964)
русский поэт. Родился в Воронежской губернии в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Первая детская книга Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Написал больше 45 сказок.
КОНКУРСЫ
1 конкурс «Название»
«Нет, твой голос нехорош – очень скучно ты поёшь» ("Сказка о глупом мышонке», С. Я. Маршак).
«Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска» («Детки в клетке», С. Я. Маршак).
«Не было в доме мышей, а было много карандашей» («Усатый-полосатый», С. Я. Маршак).
«Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне» («Почта», С. Я. Маршак).
«Выдали даме на станции 4 зеленых квитанции» («Багаж», С. Я. Маршак).
«Говорит мышонок Мурке: «Ну тогда сыграем в жмурки» («Сказка об умном мышонке», С. Я. Маршак).
2 конкурс «Продолжи фразу»
«Дама сдавала в багаж…» (диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку) «Багаж»
«Покатилось, покатилось Олино колечко…» (покатилось, покатилось с нашего крылечка) «Кто колечко найдёт»
«Принесла овсяной кашки, отвернулся он от чашки…» (принесла ему редиски, отвернулся он от миски) «Усатый-полосатый»
«Унесла мышонка кошка и поё т: «Не бойся, крошка. Поиграем час-другой»… (в кошки-мышки, дорогой) «Сказка об умном мышонке»
Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но взрослые мамы и папы, дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказочных героев из произведений Маршака. Мы любим его стихии сказки за то, что они добрые, весёлые, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются.
Какие произведения Маршака вы знаете?
Агния Львовна Барто (1906 - 1981,
писатель, поэт. Родилась в Москве, здесь она училась и выросла.
В1925 году вышла в свет её первая книжка. Всю жизнь свою посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений.
Какие произведения Барто вы знаете?
Сколько примерно стихов написала Агния Барто?
Были ли у неё соавторы?
КОНКУРС
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
(«Помощница»)
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла.
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.
(«Снегирь»)
Уложили Таню спать,
Плачет рё вушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье.
(«Девочка-рёвушка»)
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
Вот они и загорели.
(«Девочка чумазая»)
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится кошки.
(«Машенька»)
И вдруг я вижу –
Входит дед,
Он с бородой,
В тулуп одет.
Тулуп до самых пят.
Он говорит:
- А елка где?
- А дети разве спят?
(«В защиту Деда Мороза»)
С большим серебряным
Мешком
Стоит,
Осыпанный… (снежком).
(«В защиту Деда Мороза»)
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я спасибо говорил,
всех за все… (благодарил).
(«Сенегирь»)
Расту и в дождик,
И в мороз.
Уже я маму… (перерос).
(«Я расту»)
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку… (на бочок).
(«Слон»)
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра… (помогу).
(«Помощница»
В нашей презентации я представлю 3х известных детских писателей, кто будет следующий?
Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009) – писатель, поэт, драматург автор гимнов СССР. Родился в Москве. Его семья имела дворянские корни. В 1927 году семья переехала в город Пятигорск Ставропольского края. Именно там, в 1928 году впервые было опубликовано стихотворение Сергея Михалкова «Дорога». 10 сборников стихов, 200 басен, 30 драматургических произведений.
ВИКТОРИНА
В каком литературном жанре НЕ работал Сергей Владимирович Михалков?
а) Басни;
б) Пьесы;
в) Стихотворения;
г) Романы.
(А ещё в творческом арсенале Сергея Михалкова сказки, загадки, переводы, комедии, гимны.)
Какому государственному деятелю лично рискнул послать свои первые басни молодой Сергей Михалков?
а) Владимиру Ленину;
б) Иосифу Сталину;
в) Никите Хрущёву;
г) Леониду Брежневу.
(Тот дал «добро», и басни стали печататься в «Правде» с иллюстрациями Кукрыниксов.)
Какое произведение С. В. Михалкова впервые прозвучало по радио в ночь под Новый 1944 год?
а) «Песенка друзей»;
б) «Круглый год»;
в) «Под Новый год»;
г) Гимн Советского Союза.
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Сергей Владимирович Михалков является автором этих строк на могиле Неизвестного солдата. Где находится эта могила?
а) В Москве;
б) В Бресте; в) В Волгограде; г) В Берлине.
(У Кремлёвской стены.)
В каком журнале в 1935 году впервые была опубликована поэма С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) «Знамя»;
б) «Огонёк»;
в) «Костёр»;
г) «Пионер».
Сколько частей в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 6.
Назовите фамилию дяди Стёпы?
а) Семёнов;
б) Степанов;
в) Михалков;
г) Иванов.
(«По фамилии Степанов/ И по имени Степан/ Из районных великанов/ Самый главный великан».)
На дверях висел замок,
Взаперти сидел щенок.
Все ушли, и одного
В доме заперли его.
Как звали щенка в стихотворении Михалкова «Мой щенок»?
а) Трезор;
б) Барбос;
в) Шарик;
г) Мухтар.
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
а) Лекарство от лени;
б) Лекарство от жадности;
в) Лекарство от вранья; г) Лекарство от страха.
Это, верно, дряхлый дед,
Ста четырнадцати лет?
Нет!
Из какого стихотворения С. В. Михалкова эти строчки?
а) «Про мимозу»;
б) «Про сирень»;
в) «Про черёмуху»;
г) «Про жасмин».
(Такое прозвище было у изнеженного мальчика Вити, о котором говорится в этом стихотворении.)
Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.
О каком дне идет речь в стихотворении «Важный день»?
а) О Дне рождения;
б) О 1 сентября;
в) О Старом Новом годе;
г) О 1 апреля.
Но теперь, как только Саша
В лифт пытается войти,
Тот ни вверх, ни вниз не хочет
Одного его везти.
Почему?
а) Саша очень толстый и тяжёлый;
б) Нельзя маленьким ездить одним в лифте;
в) Саша рисует на стенах лифта;
г) Саша по многу катается в лифте.
(Речь идёт о стихотворении С. В. Михалкова «Лифт и карандаш».)
Каких животных в стихотворении С. В. Михалкова звали Раз, Два, Три, Четыре, Пять?
а) Рыбок;
б) Котят;
в) Щенков; г) Птенцов.
(Стихотворение «Котята».)
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошёл,
Свернул налево за угол
И. нашёл.
Что нашёл, а потом вернул девочке герой стихотворения «Находка»?
а) Ножичек;
б) Кошелёк;
в) Книжечку;
г) Ключики.
(А девочка вернула этому мальчику найденный ею его перочинный нож.)
Какое из стихотворений Сергея Михалкова нужно обязательно прочитать всем упрямцам?
а) «Паучок»;
б) «Про сома»;
в) «Бараны»;
г) «Скворец».
(Очень полезное и поучительное для них стихотворение.)
В каком стихотворении Сергея Михалкова «Появился детский врач – Глеб Сергеевич Пугач»?
а) «В парикмахерской»;
б) «Про девочку, которая плохо кушала»;
в) «Прививка»;
г) «Грипп».
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Кто это ОНА в стихотворении Сергея Михалкова?
а) Карта;
б) Книга;
в) Переводчица;
г) Отличница.
(Стихотворение «Как бы жили мы без книг».)
Как звали маленькую собачку в стихотворении Сергея Михалкова «Беглянка»?
а) Чебурашка;
б) Филя;
в) Каштанка;
г) Муму.
(«Жила-была собачка/ По кличке Чебурашка, – / Курчавенькая спинка,/ Забавная мордашка».)
Как жаль, что взрослые подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!
Как называется стихотворение Сергея Михалкова, из которого эти заключительные строчки?
а) «Несбывшиеся мечты»;
б) «Лапуся»;
в) «Бедный Костя»;
г) «Недотёпа».
(Обязательно почитайте это стихотворение своим родителям)
Какое слово ненавидел мальчик в одном из стихотворений Сергея Михалкова?
а) «Кушать»;
б) «Спать»;
в) «Читать»;
г) «Гулять».
(Стихотворение «Не спать!» : «Я ненавижу слово «спать»!/ Я ежусь каждый раз, / Когда я слышу: «Марш в кровать!/ Уже десятый час!»)
Какое из этих крылатых выражений «выпорхнуло» из басни С. В. Михалкова?
а) «А судьи кто?»;
б) «Ба! Знакомые всё лица»;
в) «И дым Отечества нам сладок и приятен»;
г) «А сало русское едят!»
(Из басни Сергея Михалкова «Две подруги».)
Каких детских писателей вы знаете?
А детских писателей Ставрополья?
Екимцев Александр Ефимович 1929-1992 с 1960 житель г. Ставрополя
Дени Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Но книга учит только тогда, когда ребёнок умеет с ней работать т. е. понимает смысл прочитанного, от этого зависит и его воспитанность и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Я желаю вам успеха на этом нелегком, но радостном пути.