Татьяна Тарасова
Консультации для родителей «С чего начать, чтобы ребенок заговорил»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время резко увеличилось количество детей, которые в 2,5-3 года не говорят Есть родители, которых волнует эта ситуация. Но есть и такие, которые не видят в этом проблемы. Одни говорят: «Мальчишки всегда позднее начинают говорить», другие — «Он все понимает, только ленится». Но дети никогда не ленятся, и если ребенок «не хочет» говорить, значит, имеются какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии. Некоторые родители стараются искать выход из ситуации – много читают, ставят ребенку диски с развивающими программами, пытаются заниматься, но малыш упорно молчит. Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему малышу: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!». И, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!». Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п. Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол. Заговорит ли после этого малыш? Скорее всего, нет. Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение. Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. В чем проявляется речевой негативизм? Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых. На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем. Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая "самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм. Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?
Публикация «Консультации для родителей „С чего начать, чтобы ребенок заговорил“» размещена в разделах
В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития: Первый этап: - развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими; - развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого. Второй этап: - обогащение словарного запаса (накопление слов); - развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях. Третий этап: - развитие монологической и диалогической речи.
Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга. Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.
Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори!», «Скажи!». Через какое-то время ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его! На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка. Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими. Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова. Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа. Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.
Прежде чем ребенок начнет говорить, у него должен быть сформирован ряд неречевых процессов, а именно, оптико-пространственная ориентация (развитие ориентации в собственном теле, ориентации в двухмерном и трехмерном пространствах, динамическая и ритмическая организации движений и действий ( развитие моторных функций: умение повторять за взрослым или по речевой инструкции различные движения.
Если ваш ребенок долго не может заговорить, нужно помочь ему справиться с непосильной задачей. Вот несколько советов:
1) Необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка : «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля». Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»… И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком.
2) Начинать лучше всего с гласных звуков. Играя с ребенком, старайтесь озвучивать игровые действия с помощью гласных звуков, Машина едет И-И-И-И, кукла (мишка, собачка) плачет а-а-а-а, волк воет у-у-у-у. Если ребенок начнет за Вами повторять обязательно хвалите его. Постепенно усложняйте задачу, изменяя ритмический рисунок. Например, вначале длинный звук а, затем короткий или два длинных звука а, затем один короткий и т. д. Можно подражать сказочным героям, пропевая песенки. Для этого можно использовать различные мультфильмы, коих огромное количество на просторах Интернета.
3) Используйте в общении с ребенком не только полные слова, но и более легкие для произношения звукоподражательные (гуси — га-га, машина — би-би, сандалики — топ-топ, упал — бах и т. п., междометия (Ах! Ох! Ой, звуки (о-о-о, у–у-у). Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.
4) Общайтесь с ребенком настолько эмоционально, чтобы у ребенка возникло желание подражать вам. Например, когда играете с ребенком, озвучивайте действия: «Паровозик поехал – ТУ-ТУ!» «Мишка спрятался – КУ-КУ!» «Ух ты, какой рисунок!». На эмоциональном фоне ребенок начинает повторять за вами сначала междометия : ой, ай, ух, ох (может произноситься ребенком как «о», «а», «у» — не поправляйте его, а только радуйтесь вместе с ним, а потом и слова.
5) Никогда не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Для начала нужно самим понять, что у всех детей разные стартовые возможности – если одного малыша поставить на ножки, то он и потопает сразу и без поддержки, а другой будет долго «осторожничать», ходить по стенке.
6) Больше говорите с ребенком, комментируйте все свои действия, которые вы выполняете вместе с ребенком и те, которые выполняете без него, но в его присутствии. («Мы одеваем носочки на ножки, шапочку – на голову», «Мы кушаем вкусную кашу – ням-ням», мы умываемся, моем ручки, моем личико, я буду варить кашу, я убираю игрушки, читаю книгу, включаю телевизор и т. п.) Повторяйте много раз уже усвоенное, проговаривайте слова несколько замедленно, четко.
7) Давайте ребенку задания, используя простые инструкции: «Дай мне кубик. Дай ручку. Где носик? Где ножка? Возьми куклу». Просите ребенка производить разные действия с игрушками, предметами: «Вытри полотенцем лицо кукле», «Положи на полку карандаши», «Поставь машину в гараж». Такие задания не требуют от ребенка речевой активности, но в то же время способствуют развитию памяти, внимания, понимания речи. Понимание речи – залог будущего активного словаря ребенка.
8) Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит, начинайте учить ребенка различать предметы по форме, цвету, размеру, то есть мыслить самостоятельно. С этой целью учите ребенка рассматривать предмет: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками». Не стоит на данном этапе требовать от ребенка запоминания названия цвета или формы (слова «зеленый», «синий», «квадратный» и т. п. будут усваиваться ребенком после овладения им фразовой речью). Главное сосредоточить внимание ребенка на схожести предметов: «Дай мне такой же кубик», «Найди и покажи мне такой же, похожий шарик (матрешку, пуговицу, ложку, мячик и т. д.).
9) Не читайте ребенку сложных длинных сказок. Лучше читать короткие стишки, потешки. Лучше пересказать текст сказки своими словами, доступными для понимания ребенка и обязательно очень эмоционально.
Очень хорошо воспринимаются детьми короткие стишки, которые есть во многих детских книжках, можно самим рифмовать, комментируя различные действия.
10) Не перегружайте ребенка информацией из телевизора. Ограничьте общение с техникой (телевизор, компьютер, телефон, не более часа в день, и не более 20-30 минут за один раз)
11) Делайте массаж ладошек и пальчиков, пассивный и активный. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому проведение пальчикового массажа, гимнастики оказывает положительное влияние на развитие речи.
12) Читая знакомые стишки, потешки, перед последним словом делайте паузу, чтобы вместе с ребенком закончить фразу.
13) На любые звукоречевые проявления ребенка реагируйте радостно, эмоционально, с одобрением.
Допускается любое оформление слов и словосочетаний. Обращать внимание на произношение звуков целесообразно только тогда, когда ребенок уже может строить фразы, предложения. До этого времени для ребенка не имеет большого значения звуковая оболочка слов, гораздо важнее их музыкально-интонационное строение. На раннем этапе развития речи ребенок старается передавать ритмический рисунок слов (например, «тититики» — кирпичики, правильное количество слогов и ударение. «Паляси а той»-«Положи на стол»). Поэтому очень хорошо развивать у ребенка еще и чувство ритма.
14) Развивайте чувство ритма. Распространенные сейчас «музыкальные» игрушки с однообразным ритмом не способствуют развитию чувства ритма у детей, лучше не давать их детям. С этой целью можно прохлопывать слова по слогам в потешках, песенках, пальчиковых играх («Ладушки-ладушки», прошагать слова, простучать определенный ритм по столу, по барабану и т. д.
15) Развивайте мелкую моторику - это любые поделки из пластилина (лепка, размазывание, аппликации из различных круп, прячьте игрушки для ребенка в банках с крупами и макаронами, рвите салфетки и бумагу и делайте из них аппликации, вырезайте, рисуйте, раскрашивайте.
16) Играйте с малышом в игру «Делай как я». Ребенок учится вслед за взрослым выполнять движения кистями рук: пальцы сжаты в кулаки, пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу, ладони вверх ладони вверх, ладони на ребро — ладони вниз и т. д.
17) Пойте малышу на ночь детские песенки (колыбельные, потешки, из мультфильмов). Не меняйте репертуар часто.
18) Развивайте речевое дыхание. Дуйте в трубочку в стакан с водой, создавая бурю, дуйте на кораблики в ванной. Сделайте бумажную занавеску, дуйте на нее. Игра в футбол: Загони мяч, сделанный из ватного шарика, дуйте мыльные пузыри.
19) Делайте зарядку для щечек, язычка, губ (облизывайте чупа-чупс, надувайте щечки как хомячок, цокайте как лошадка, шипите как змея, старайтесь доставать язычком до гижней и верхней губы, облизывайте губы как-будто после сладкого варенья, можно даже облизывать тарелку как киска)
20) Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник, в котором ведется учет активного словаря ребенка – все слова, которые употребляет ребенок (в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровка» значения, и пассивного словаря – те слова, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то при ведении дневника появляется возможность наглядно увидеть динамику развития речи ребенка. Также в дневнике полезно описывать занятия и игры, которые уже проводятся с ребенком, и которые планируется проводить. Это удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.
Если же, несмотря на все ваши старания, у ребенка в возрасте 1,5 — 3 лет полностью отсутствует активная речь, необходимо срочно проконсультироваться со специалистами — логопедом, психологом, психоневрологом, ЛОРом. В таком раннем возрасте только организовав наблюдение за ребенком во время специальных занятий, можно определить, имеются ли речевые проблемы у ребенка, либо имеются и другие нарушения в развитии ребенка.
Логопедическая работа с «безречевыми» детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Прежде всего при работе с маленькими детьми логопед использует игровые приемы и упражнения, которые и активизируют все высшие психические функции; регулируют мышечный тонус детей, развивают их двигательную активность и ловкость и позволяют в том числе корректировать поведение, воздействуют на эмоционально-личностную сферу.
Ребенок, отстающий в речевом развитии, нуждается в активном участии семьи, иначе никакая логопедическая помощь не будет эффективной. Очень важно научить родителей не просто замечать особенности речевых проблем своего ребенка, но и дать им практические навыки по их разрешению, обучить родителей всем тем приемам, упражнениям и играм, которые помогут их детям преодолеть трудности в овладении речью. Поэтому огромное внимание на первоначальном этапе уделяется разъяснению целей и задач упражнений и игр, четкому алгоритму и режимным моментам.
1. Занятия и игры с логопедом, а затем и дома с родителями или близкими прежде всего должны вызывать интерес у ребенка и должны быть направлены на совместную деятельность. Это игра не ради научения, эффект игры достигается в самой игре. Необходимо сместить усилия с цели на процесс: не нужно просить малыша повторить слово или фразу, это слово или фраза должны родиться сами как естественная часть правильно построенной игры.
2. Необходимо выбрать подходящее место, без отвлекающих объектов (среда вокруг должна быть сенсорно дефицитарна, и время – не после, а до определённого приятного занятия (прогулки, мультика, игры, чтобы ребенку не надо было отрываться от приятного и интересного дела, а все предстоящее будет приятным следствием. При этом не создавайте у ребенка впечатление, что занятие – это бремя, а потом будет что-то приятное, нет сейчас игра и она интересна, а потом тоже будет что-то приятное. Цель логопеда и затем родителя - организовать интересную игру, ребенок должен получить удовольствие.
3. Заниматься (играть) лучше в четком небыстром темпе, по одному алгоритму, с четкими комментариями, которые дисциплинируют ребенка, улучшает понимание правил игры и заданий взрослого. В ситуации совместной деятельности взрослый придерживается среднего, либо утрированно спокойного, чуть замедленного темпа действий. Это передается ребенку, успокаивает его моторно и психологически, освобождает время для того, чтобы сообразить.
Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам.
Первоначальный этап при работе с «безречевыми детьми» должен начинаться с уравновешивания процессов возбуждения-торможения, который в свою очередь начинается с внешнего (телесного, моторного) плана, т. е. упорядочения моторной активности. Это касается как сверхподвижных, так и заторможенных детей, а также тех, которые выглядят на первый взгляд удовлетворительно.
На уровне тела нужно научиться включаться в процесс и останавливаться, ждать, когда это необходимо, помнить все движения и их порядок, отличать одно движение от других похожих, научиться прислушиваться к своему телу и контролировать его. Затем этот процесс координации возбуждения-торможения переносится на более высокие уровни - упорядочивает мыслительную деятельность, развивает внутреннюю речь, а далее уже организует внешнее высказывание.
Важно помнить, что скорость переработки информации вне зависимости от ее модальности у неговорящих детей снижена, поэтому всегда после любой команды или предъявления стимула, подачи сигнала, называние имени ребенка нужно выдерживать паузу. Глаголам следует уделять особое внимание, сочетая каждый с соответствующим действием, т. к. это является главным условием их усвоения.
На самом первом этапе главная задача – это вызвать интерес у ребенка, научить его взаимодействию с взрослым, ведь только при совместной деятельности и по подражанию может развиваться речь. Поэтому на первом этапе от ребенка не требуют речи (это снимает напряжение, особенно если раньше были неудачные попытки, и окружающие всегда требовали от ребенка «повтори, скажи». Первый этап – это только игра, совместная игра, игра по команде, игра, которая дисциплинирует ребенка и вызывает у него положительные эмоции и в конечном итоге, со временем вызовет у него желание сказать свои первые слова.
Огромное количество игр можно найти в прекрасной книге талантливого логопеда, нейропсихолога С. В. Большаковой «Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня».
Таким образом, если Ваш малыш еще молчит, не откладывайте на потом решение данной проблемы, не ждите, что это произойдет само собой, начинайте заниматься сейчас сами и обращайтесь к специалистам, чтобы помочь Вашему ребенку заговорить.