Мария Чугунова
Рисунок как выразительное средство искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Рисунки дошкольников можно узнать сразу же по их яркости, красочности, декоративности.
Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. В. С. Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения. Выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. По мнению В. С. Щербакова, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность. Н. П. Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений. Чем привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем? По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.
Публикация «Рисунок как выразительное средство искусства» размещена в разделах
Многие достоинства рисунка заметила Е. А. Флерина:
-Искренность;
-Эмоциональность;
-Непосредственность выражения своих мыслей и чувств;
-Содержательность;
-Смелость;
Средства выразительности в детском рисунке :
1)Цвет. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребё нок применяет цвет для передачи отношения к образцу: яркими, чистыми, красивыми цветами дети изображают любимых героев, приятные события, а темными нелюбимых, злых персонажей. Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать, цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражательный».
2)Линия - наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом. Линии различают:
а. По назначению: Вспомогательные, пространственные, плоскостные
б. По характеру: Прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии; Кривые изображаются посредством трех опорных точек.
в. По направлению: горизонтальные, вертикальные, диагональные.
Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочно небрежной линией.
3) Композиция - это построение художественного образа, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
4) Движение
5) Агглютинация - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов.
6) Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения.
В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.
7) Реализм. Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности может обеспечить соответствующее развитие ребенка в ее условиях. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере не отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности.
По использованию изобразительно-выразительных средств различают : 1. Линейный рисунок. Выполняется легкими, светлыми, обобщенными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художественный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сигналы.
2. Тональный рисунок. Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на плоскости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка — контурный рисунок (силуэт, который заполняется одним ровным тоном.
По технике выполнения:
1. Оригинальный рисунок. Выполняется от руки в единственном экземпляре.
2. Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название — эстамп. Выделено несколько разновидностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле). По целевому назначению:
1. Академический рисунок. Выполняется длительное время на высоком профессиональном уровне с целью совершенствования приемов рисования, более глубокого освоения приемов изображения и тщательного изучения различных форм. 2. Учебный рисунок, подготовительный этап, составная часть академического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию. 3. Творческий рисунок выступает в качестве самостоятельного произведения изобразительного искусства, отображающего внутренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, мировоззренческие идеи.
4. Набросок — краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой. 5. Этюд служит для более подробного изучения предмета и изображения его частей. Цель — выделение в течение длительного времени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объекта.
6. Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, которые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.
У детей 5 - 6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств, для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании. Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Таким образом, для создания выразительных рисунков, используются такие средства выразительности как : цвет, линия, композиция, движение, агглютинация, оригинальность, реализм. Изобразительная деятельность -- это специфическое образное познание действительности. Опыт дошкольника еще невелик, поэтому прежде чем рисовать, у ребенка должно быть представление о предметах и явлениях, а оно формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшее условие творчества - развивать восприятие у детей и формировать разнообразный сенсорный опыт. Другое ориентировочное действие, специфическое для изобразительной деятельности, - замысливание образа. Процесс замысливания состоит в придумывании ребенком содержания рисунка, определении материала, приемов, последовательности изображения. Изобразительные действия дошкольников становятся все более разнообразными, более самостоятельными и обобщенными. Детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. В деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Н. А. Ветлугина считает, что способность к образному творчеству у детей прежде всего проявляются в выборе содержания, в отборе предметов для воспроизведения. Умение остановить внимание на характерном, особенном, выделяющемся в кругу остальных, принадлежит детям в завидной степени. Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает прежде всего непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков. В своем анализе детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста. Создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобному изображению, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ. Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. Вот почему одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия формирования художественного образного видения. Воспитание образного видения предметов, явлений «во всей их жизненной наполненности» стоит, поэтому в центре внимания при формировании детского творчества. Процесс создания образов немыслим без помощи воображения, фантазии. Фантазия детей проявляется не только в сочинении сказочных сюжетов. Они проявляются в рисунках, темы которых взяты из самой действительности. Фантазия проявляется прежде всего в усилии, подчеркивании определенных сторон образа, в заостренной цветовой или ритмической характеристике мира. В детских рисунках мы встречаемся подчас с таким необыкновенным сочетанием красок, которых не увидишь в действительности. Слишком яркое синее небо, чересчур зеленая трава – эта форма выражения вымысла, творческой фантазии ребенка. Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке. Образ в рисунке связан с предварительным формированием замысла. Анализируя изобразительные замыслы старших дошкольников, мы находим в них не только отражение содержательной стороны будущего рисунка, но и представление о его композиции, о взаиморасположении персонажей, о цветовой характеристике этого рисунка и т. д. Образы в рисунках привлекают не только непосредственность видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т. д. Художественный образ прежде всего выигрывает на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют: они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора – ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму являются одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка. Н. А. Ветлугина говорит о том, что рисунки дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т. д.
В детских рисунках, однако, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы. Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу.