Чопурова Айгюн
Рекомендация для родителей «Если в семье одаренный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое одаренность?
Согласно данным Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО и факультета психологии МГУ "Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. А одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".
Публикация «Рекомендация для родителей „Если в семье одаренный ребенок“» размещена в разделах
Как мы видим, иметь в семье одаренного ребенка это повод для гордости, но также и повод для волнения. Как воспитывать такого ребенка, как подобрать правильную школу, уроки, учителя? Нужно ли обязательно отправлять ребенка на дополнительные занятия или нанимать дорогих репетиторов?
Масса вопросов возникает перед родителями одаренного ребенка, давайте попробуем выделить главное.
1. Как понять, что ваш ребенок одаренный? Одними из основополагающих моментов повышенной одаренности ребенка можно назвать следующие:
- раннее проявление каких-либо способностей, будь то счет в уме, рисование или конструирование. Ребенок увлечен тем, что делает и делает это хорошо без существенной помощи взрослых.
- довольно быстрый, ощутимо отличающийся от сверстников темп усвоения знаний. Ребенок имеет повышенную успеваемость по какому-либо предмету и у него не возникает сложностей с усвоением материала.
- более быстрое относительно сверстников формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, учебной дисциплине, склонность и интерес к ней. Например, ребенок очень быстро бегает и проявляет заинтересованность в участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, хочет стать спортсменом.
- элементы повышенной креативности, оригинальности в какой-либо учебной дисциплине или виде деятельности. Например, ребенок имеет склонность к участию в театрализованных представлениях, с удовольствием играет в школьном театре и привносит что-то необычное в своих персонажей, заинтересован в дополнительном изучении театра как явления.
2. Итак, вы поняли, что ваш ребенок одаренный, что же делать дальше?
Рассмотрим основные действия:
- старайтесь не переусердствовать в попытках выделить и возвысить ребенка над сверстниками. Так вы обречете ребенка на участь "белой вороны", изгоя. Сделайте упор на то, что все люди разные, и это нормально. У каждого есть свои особенности и способности, которые проявляются в разном возрасте и которые можно раскрыть лишь приложив много труда. Мысль «я отличаюсь от остальных» не должна быть для ребенка тревожной.
- старайтесь подбирать задания и игры в соответствии с уровнем ребенка. В этом вам поможет педагог, который грамотно направит и предложит варианты развития одаренного ребенка. Например, в классе будет предлагать несколько заданий разной сложности, чтоб не выделять вашего ребенка среди остальных, а дома ребенок может дополнительно решить усложненные задания. Хорошим выбором будет предложить таким детям участие в Олимпиадах на тематических сайтах или в разных конкурсах.
- предложите ребенку найти себе соратников и единомышленников. Если он увлечен шахматами, то запишите его в хороший кружок. Если удивительно красиво рисует или лепит, то предложите ему записаться в творческую студию и т. д. Наличие вокруг людей, увлеченных тем же, чем и ваш ребенок позволит ему почувствовать себя более уверенно и спокойно.
- тренируйте ребенка ежедневно развивать свой талант, работать над ним, хвалите его за победы, пусть и небольшие. Маленькие победы это все равно победы, и именно они помогают ребенку видеть, что он на верном пути, и поддерживают мотивацию.
- предложите ребенку выбор. Возможно, он хочет не только играть на скрипке, но и попробовать решать задачи по математике, не запрещайте. Ведь это поможет одаренному ребенку определить, к чему еще у него «лежит душа». А умение переключаться между разными видами деятельности сделает его более устойчивым и гибким, поможет чаще видеть свой прогресс.
- тренируйте ребенка и самих себя соблюдать разумный баланс между занятиями и игрой. Игра чрезвычайно важный компонент в жизни ребенка и одаренность не должна быть поводом полностью исключить из жизни ребенка отдых и игру. Чтобы избежать выгорания и сохранить интерес, ребенку нужно уметь отвлекаться, чтобы потом с удовольствием возвращаться к основной деятельности.
Мы рассмотрели основные моменты взаимодействия с одаренными детьми, но не забывайте, что все дети по-своему одаренные, иногда им просто нужно больше времени, чтоб проявить свои способности. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка и это позволит ему вырасти полноценным и успешным человеком независимо от того, в чем именно он одарен.
Спасибо за внимание.