Евгения Волик
Рекомендации родителям по всем изучаемым лексическим темам. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
b]Картотека методических рекомендаций родителям по всем изучаемым лексическим темам. [/b]
Времена года. Осень.
1. Помогите ребенку вопросами рассказать всё что он знает об осени. Задавайте вопросы так, чтобы ребенок отвечал полными предложениями. Например:
- Какое время года наступило? Начни ответ со слова наступила.
- Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова листья.
2. Продолжайте работу над темой «Осень». Во время прогулки в сквере, в парке, по дороге домой предложите ребенку понаблюдать за изменениями. происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени.
Публикация «Рекомендации родителям по всем изучаемым лексическим темам, 1 часть» размещена в разделах
Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.
Исчезли насекомые.
Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
Дни стали короче – а ночи длиннее.
С полей и с садов убирают урожай овощей и фруктов.
Люди стали теплее одеваться.
Дети пошли в школу.
3. Найдите в парке клён, дуб, берёзу, тополь, осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребёнком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребёнку рассказать об особенностях каждого дерева. Соберите яркие, осенние листья, дома прогладьте их через бумагу теплым утюгом. Вместе с ребёнком сделайте осенний букет и используйте листья для изготовления аппликации.
4. Предложите ребёнку послушать, а затем выучить стихотворение Л. Разводовой «Озорники».
ОЗОРНИКИ.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала.
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-рё-за, дуб, ель.
6. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребёнком, о каких приметах осени говорит писатель.
Времена года. Весна.
1. Побеседуйте с ребенком еще раз о времени года, которое наступило. Вспомните приметы ранней весны. Подведите ребенка к тому, что весной природа просыпается; обратите его внимание на то, что:
• На деревьях набухли почки и проклюнулись листочки.
• Появилась первая травка.
• Расцвели подснежники.
• Возвращаются из жарких стран перелетные птицы.
• Проснулись насекомые.
• Проснулись после зимней спячки дикие животные.
2. Расскажите ребенку о том, что весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов.
3. Предложите ребенку рассказать о том, что происходит в природе весной, чем занимаются люди.
4. Пусть ребенок разделит на слоги слова па-хать, ко-пать, са-жать, се-ять, бе-лить.
5. Объясните ребенку пословицу о весне, а потом предложите выучить ее.
«Весенний день весь год кормит.»
Старшая группа
Времена года. Ранняя весна.
1. Повторите с ребенком задание по теме «Весна» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания.
2. Предложите ребенку ответить на вопросы:
--- Какое время года мы провожаем?
--- Мы провожаем зиму.
--- Какое время года начинается?
--- Начинается весна.
3. Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:
• Солнышко ярко светит и начинает пригревать;
• Тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
• На крышах появились сосульки;
• Дни становятся длиннее, а ночи – короче;
• Весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелетные птицы;
• Люди сняли теплую зимнюю одежду.
4. Прочитайте ребенку стихотворение о ранней весне. Предложите выучить его. Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил четко и выразительно.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова :вес-на, кА-пель, солн-це, кап-ли.
6. Загадайте ребенку загадку о сосульке и предложите объяснить, как ему удалось отгадать ее.
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и полон весной.
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка». Предложите рассказать ее с вашей помощью кому-то из домашних.
Старшая группа
День защитника отечества.
1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы готовимся отметить. Это День защитника Отечества. Расскажите о военных профессиях: летчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.
2. Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение В. Степанова «Наша армия». Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.
Наша армия.
На горах высоких, Шелестят березы,
На степном просторе Распевают птицы,
Охраняет нашу Родину солдат. Подрастают дети
Он взлетает в небо, У родной страны.
Он уходит в море, Скоро я в дозоре
Не страшны защитнику Встану на границе,
Дождь и снегопад. Чтобы только мирные
Снились людям сны.
3. Помогите ребенку разделить на слоги названия военных профессий: лет-чик, мо- ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра-нич-ник.
4. Сходите с ребенком на военный парад, в музей Донского казачества. Особенно интересен будет такой поход мальчику, обратите его внимание на военных людей, идущих по улице, на их красивую форму, особую выправку. Все это способствует пробуждению патриотических чувств. Объясните, какая важная профессия у военных, как это почетно – защищать Родину.
Старшая группа.
Дикие животные и их детеныши.
1. Повторите задание «Дикие животные и их детеныши» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок перечислит всех известных ему диких животных наших лесов. Выясните, помнит ли он, что дикие животные живут в лесах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
2. Расскажите, как называются жилища диких животных:
У медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора,
У ежа – норка, у белки – гнездо в дупле.
Для уточнения полученных знаний предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?». Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.
3. Поиграйте в игру «Один – много» по теме «детеныши диких животных».
Примеры слов:
Медвежонок – медвежата лисенок – лисята и т. д.
4. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» по теме «Дикие животные».
Например.
Хвост лисы – лисий хвост лапа медведя – медвежья лапа
Зубы волка – волчьи зубы иголки ежа – ежовые иголки.
5. Предложите ребенку составить рассказы о диких животных по образцу.
Например.
--- Медведь – это дикое животное, он живет в лесу. Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, корешки. Зимой он спит в берлоге.
6. Загадайте ребенку загадку о медведе, предложите ее отгадать.
Где живет он? В самой чаще, Сладкоежкою слывет.
Самый – самый настоящий. А еще могу сказать -
Там гуляет, там и спит, Очень любит он поспать.
Там детей своих растит. Ляжет осенью, а встанет,
Любит груши, любит мед. Лишь когда весна настанет.
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Три медведя» и предложите пересказать ее.
Старшая группа.
Домашние животные и их детеныши.
1. Повторите задание «Домашние животные» за прошлый год. Проговорите с ребенком выделенные слова и словосочетания.
2. Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.
3. Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу. Например.
--- Кошка - домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
4. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «Один – много». Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном числе; ребенок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например.
Ягненок – ягнята. Щенок – щенята. Крольчонок – крольчата.
Поросенок – поросята. Теленок – телята.
5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч и называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например.
Уши кролика – кроличьи уши. Голова коровы – коровья голова.
Хвост собаки – собачий хвост. Копыто лошади – лошадиное копыто.
6. Выполните с ребенком пальчиковую гимнастику. Это будет способствовать развитию тонкой моторики, координации речи с движением.
Дай молока, буренушка, Показываем, как доят корову.
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, Делаем «мордочки» из пальцев.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибаем пальцы на обеих руках,
Творогу немножечко, начиная с больших.
Масла, простокваши,
Молока для кашки.
Всем дает здоровье Снова изображаем, как доим корову.
Молоко коровье.
7. Прочитайте ребенку рассказ С. Воронина «Чистопородный Филя». Предложите ему пересказать текст кому – то из членов семьи. Если ребенку сложно выполнить это задание, помогите ему.
Старшая группа.
Времена года. Зима. Зимующие птицы.
1. Повторите задание «Времена года. Зима» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.
2. На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе. Помогите ребенку запомнить приметы зимы.
• Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом.
• Стало холодно, на улице мороз.
• Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
• Ночи стоят длинные, а дни – короткие.
• Люди надели теплую зимнюю одежду.
• Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
3. Предложите ребенку рассказать о зиме по плану.
--- Какое время года наступило?
--- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
--- В какие игры играют зимой дети?
4. Выясните, помнит ли ребенок, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, сорокой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями и щеглами. Наклейте их изображения в тетрадь, подпишите названия, научите ребенка узнавать этих птиц. Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.
5. Помогите ребенку сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе.
6. Прочитайте ребенку стихи о зимующих птицах. Предложите их выучить. Следите за произношением поставленных звуков.
В желтой футболке и черной жилетке Вот на ветке, посмотри,
Птица – синица расселась на ветке. В красных майках снегири.
Тенькает звонко птица – синица, Распушили перышки,
Лютых морозов она не боится. Нежатся на солнышке.
В день, когда мела метель, На суку сидит сова,
Прилетел к нам свиристель. Видит днем она едва.
Мы ему насыплем крошек. А лишь только ночь настанет,
Свиристель такой хороший. Как орел, глазастой станет.
7. Прочитайте ребенку сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выясните, запомнил ли он, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли их названия.
Старшая группа
Игрушки.
1. Повторите задание «Игрушки» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания.
2. Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?». Вы бросаете ребенку мяч и говорите,из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Мячик из резины – резиновый мячик.
Мишка из плюша – плюшевый мишка.
Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.
Ведерко из металла – металлическое ведерко.
3. Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану:
--- как называется игрушка?
--- Какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит?
--- Как с ней можно играть?
Например.
Это футбольный мяч. Он сине – красный, большой, круглый. С мячом можно играть в футбол.
4. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам.
Два кубика – пять кубиков. Две куклы – пять кукол.
Два мишки – пять мишек. Две матрешки – пять матрешек.
Два мяча - пять мячей. Два ведерка – пять ведерок.
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ку – бик, мя – чик, кук – ла, миш – ка, ша – рик, ма – ши – на.
6. Прочитайте ребенку стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Предложите перечислить и сосчитать названия игрушек, прозвучавшие в нем.
Игрушки.
Тьма игрушек у меня: Кукла дуется, молчит,
Ванька – встанька, два коня, Мишка хнычет и ворчит.
Пестрый мячик, толстый мальчик, Говорю я мишке, зайке,
Мишка, зайка, кукла Майка. Двум лошадкам, кукле Майке:
Иногда я папу с мамой --- Так упрямиться нельзя ---
Приглашаю поиграть. Папа с мамой нам друзья!
Но молчит голыш упрямый,
Не желает отвечать.
7. Загадайте ребенку загадку о мяче, затем попросите выучить ее.
Не обижен, а надут. Его по полю ведут.
Старшая группа.
Лес. Грибы и ягоды.
1. Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова словосочетания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме. Можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, ежевика, боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить.
2. Предложите ребенку придумать загадки – описания о лесных ягодах. Например.
--- Это лесная ягода, она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника).
3. Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок – описаний о грибах. Например. Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка).
4. Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам.
Например. Варенье из малины – малиновое варенье
Джем из черники – черничный джем
Повидло из брусники – брусничное повидло
Пюре из клюквы – клюквенное пюре.
5. Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка.
Мы в лесок пойдем, Ты не прячь, грибок,
Мы грибок найдем, Под листок свой бок!
В шапочке нарядной, Ты ребятам нужен
Светло – шоколадной. К вечеру на ужин.
6. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». (Два мухомора – пять мухоморов, два опенка – пять опят, две лисички – пять лисичек).
Старшая группа
Мебель.
1. Повторите задание «Мебель» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания.
2. Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана.
3. Помогите ребенку составить рассказ – описание о любом из предметов мебели по образцу. Например.
--- Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
4. Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? – Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? – Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? – Я сижу на стуле.
На чем спит бабушка? – Бабушка спит на кровати.
Где отдыхает дедушка? – Дедушка отдыхает в кресле.
5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например.
Если у стола нет ножки – стол без ножки.
Если у кровати нет спинки – кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья – стул без сиденья.
Если у буфета нет полки – буфет без полки.
6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: крес – ло, кро – вать, ди – ван, стол, стул, шкаф, ко – мод, бу – фет.
7. Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.
Старшая группа.
Насекомые.
1. Повторите задание «Насекомые» за прошлый год. Повторите выделенные слова и словосочетания.
2. Во время загородной прогулки понаблюдайте вместе с ребенком за насекомыми. Предложите рассказать о некоторых из них по данному вами образцу.
• Это насекомое – бабочка. Она красивая, яркая, разноцветная. У нее есть тело, головка, лапки, крылья. На голове у нее глазки и усики. Бабочка порхает над цветами и собирает сладкий цветочный нектар.
3. Пусть ребенок разделит на слоги слова жук, шмель, му-ха, ко-мар, ба-боч-ка, стре-ко-за, гу-се-ни-ца.
4. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два. Ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с этим же существительным и числительным пять и возвращает мяч вам.
Например.
Два жука. – Пять жуков. Две бабочки – пять бабочек.
Два муравья – пять муравьев. Две гусеницы – пять гусениц.
5. Отгадайте и выучите с ребенком загадки.
Не птица, а с крыльями, Голубой аэропланчик
Не пчела, а нектар собирает. Сел на белый одуванчик.
(Бабочка) (Стрекоза)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
(Жук).
6. Выучите с ребенком русскую народную потешку и используйте ее как пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики.
Божья коровушка, сложить ладони на крест и ритмично
Полети на облышко. Взмахивать ими.
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом
В огороде бобы, Загибать пальчики на обеих руках,
В лесу ягоды, грибы, Начиная с больших, на каждое название.
В роднике водица,
В поле пшеница.
Старшая группа
Новый год.
1. Повторите задание «Новогодний праздник» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. Привлеките ребенка к украшению елки и подготовке подарков для близких.
2. Предложите ребенку придумать рассказ – описание о любой елочной игрушке по плану. Например.
--- Это елочная игрушка – шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
3. Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например.
Шарик из стекла – стеклянный шарик кораблик из картона – картонный кораблик
Флажок из бумаги – бумажный флажок снеговик из ваты – ватный снеговик.
4. Предложите ребенку отгадать загадку, а потом выучить ее.
Что это будет?
Хлопушки, конфеты,
Сосульки. Шары золотистого Цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по – вашему?. (Елка).
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ел – кА, ша – рик, фла – жок, свеч – кА, по – сох.
6. Сделайте с ребенком пальчиковую гимнастику «На елке» В. Волиной, что будет способствовать развитию тонкой моторики.
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз Указательным и средним пальцами
Нам подарки преподнес. Обеих рук «шагаем» по столу.
Дал большущие пакеты, «Рисуем» руками большой круг.
В них же – вкусные предметы: Ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках синих, Загибаем на обеих руках пальцы,
Орешки рядом с ними, начиная с больших.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
7. Прочитайте ребенку рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает елку» и предложите пересказать его.
Старшая группа
Обувь.
1. Повторите задание «Обувь» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.
2. Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть он рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Например.
Кроссовки из кожи – кожаные кроссовки.
Тапки из вельвета – вельветовые тапки.
Ботинки из замши – замшевые ботинки.
3. Поиграйте в игру «Четвертый - лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь».
4. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».
5. Загадайте ребенку загадку. Пусть он попробует отгадать ее и объяснит, как он это сделал. Предложите выучить загадку и загадать ее кому – то из домашних.
Отгадай загадку. Кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа -
Топать, шлепать по болотам.
6. Сделайте с ребенком пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки» для развития тонкой моторики, координации речи с движением. (Загибаем по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви).
Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
Как у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки. Ритмично выполнять хлопки ладонями
Вот так. Вот так. Новые кроссовки. И удары кулачками.
7. Прочитайте ребенку рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», Задайте вопрос: «Почему все решили, что Маша выросла?».
Старшая группа
Огород. Овощи.
1. Повторите с ребенком задание «Огород. Овощи» за прошлый год. Четко проговорите с ним все выделенные слова и словосочетания. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква, красного цвета (помидор, редис, свекла, перец, зеленого цвета (салат, горох, зеленый лук, огурец,) Сможет ли ребенок вспомнить название оранжевого овоща (морковь) и фиолетового (баклажан?
2. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот овощ во множественном числе):
Огурец – огурцы.
Кабачок – кабачки.
Баклажан – баклажаны…
3. Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково». Помидор – помидорчик, морковь – морковочка….
4. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Привлекайте его к приготовлению блюд из овощей, а потом задайте вопрос: ---какие овощи ты положишь в суп (борщ, щи, салат?
5. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: сок из моркови – морковный сок; салат из свеклы – свекольный салат; икра из кабачков – кабачковая икра…
6. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:
--- как называется овощ?
---где он растет?
--- какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?
--- что можно приготовить из него?
7. Прочитайте русскую народную сказку «Вершки и корешки». Спросите, что можно сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?
Старшая группа