Наталья Аристова
Рекомендации родителям по поло-ролевому воспитанию «Как воспитать сына и дочку»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда маленькие дети начинают понимать, какого они пола? И какое влияние на вопрос их самоопределения могут оказать родите-ли?
Никто не будет спорить с утверждением, что девочки — это девочки, а мальчики – это мальчики. И они очень разные. Но новорож-денный не осознает себя как мальчик или как девочка. Ему еще предстоит пройти путь са-моопределения. А пока, появившийся на свет, в глазах мамы и папы он — самый сильный сыночек или она — самая красивая дочка.
Публикация «Рекомендации родителям по поло-ролевому воспитанию „Как воспитать сына и дочку“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Половое воспитание является составной ча-стью жизни, частью общего воспитания. Оно начинается с рождения и продолжается в тече-ние многих лет. Прежде всего родителям нуж-но помочь ребёнку осознать свою принадлеж-ность к определённому полу и сделать так, чтобы он не испытывал неудобства от своей принадлежности к нему. Некоторые родители, разочарованные рождением девочки, воспиты-вают её как мальчика (или наоборот). А это – может привести к печальным последствиям.
Две стихии
- Ну что же ты делаешь! Ты его поранишь (уронишь, стукнешь и т. п.! — слова по отно-шению к новорождённому, которые зачастую можно услышь в адрес новоиспеченных пап. И отец отстраняется от ухода за малышом. И малыш, недополучая грубоватого и неловкого мужского внимания, оказывается неспособен сделать один из первых выводов в своей жизни — что существует две половины этого мира : женская и мужская, материнская и от-цовская. Если папа кормит ребенка, купает, ухаживает за ним, укачивает его, он ни в коем случае не должен делать это, как мама. Пусть у него будет свой подход. Малышу в самом раннем возрасте в прямом смысле слова „на своей шкуре" надо прочувствовать угловатые, сильные, жестковатые прикосновения отца и нежные, очень мягкие касания матери. Это поможет ему на уровне ощущений понять разницу между мужским и женским началом. Даже отцовская нежность, которую папа непременно захочет проявить по отношению к собственному ребенку, не похожа на материнскую. Потому как, отцовская нежность более сдержанна и ненастойчива.
Давай поиграем
Играют мама и папа тоже по-разному. Мама всегда близко к телу, обнимая, щекоча; папа — на некоторой дистанции. Потому-то, наверное, любимая игра пап — подкидыва-ние крохи в воздух. Психологически подоб-ная дистанция оказывается наиболее ком-фортной для отца. Погремушки, плюшевых мишек и другие игрушки мама использует по назначению. Папы же стремятся ис-пользовать любой, даже не предназначенный для этого, предмет для игры с малышом, познакомить сына или дочь с его функциями. И не потому, что не хватает воображения: просто мужчины постоянно пытаются привлечь внимание малыша всеми возможными способами. Им тоже хочется быть уверенными в том, что они способны завладеть вниманием своего ребенка, и они стараются найти свой способ влияния, тем самым, опять же, дополняя картину „мужского" и „женского" мира. Помимо всего прочего, именно с помощью игрушек кроха начинает осознавать себя как мальчика или девочку. И, как бы ни менялись нравы общества, дети продолжают играть одними и теми же игрушками. Для девочек — куклы и столы с игрушечной по-судой, для мальчиков — грузовики и писто-леты. Можно попробовать изменить есте-ственный ход событий и предложить де-вочке машинку или грузовик, но вскоре вы заметите, что она укачивает его, купает и укладывает спать.
Если мальчик интересуется куклами или девочка играет в ковбоев — это еще не по-вод волноваться. В каждом из нас есть черты, присущие противоположному полу, и их тоже ребенок должен освоить. Вот только если он совсем не интересуется „своими" игрушками, это повод для раз-мышлений о психологическом самоощу-щении ребенка. В определенном возрасте мальчик уже должен понимать, что он мальчик, дифференцировать игрушки и игры. И если он, к примеру, просит купить куклу, попробуйте скорректировать его выбор в сторону большей мужественности. То же и с девочкой — хорошо, пусть будет машинка, но, к примеру, „скорой помощи", с которой кукла Катя сможет играть „во врача".
Мы разные?
Игрой „во врача" может начаться и зна-комство ребенка с физическими осо-бенностями противоположного пола. Обычно в 4-5 лет дети изобретают игру, которая позволяет им посмотреть, „что в трусиках". Не беспокойтесь: это желание малышей познать свое и чужое тело, по-знакомиться с его особенностями не выхо-дит за рамки исследовательского интереса. И если дети прячутся, чтобы поиграть „в больницу", это не значит, что они стыдятся и понимают, что вкушают запретный плод. Нет, они не пускают вас посмотреть на игру, потому что уже осознали свое тело как собственность, определили границы родительского вмешательства. К примеру, купание мамой или папой ребенок воспри-нимает вполне естественно, чего не скажешь о ситуации, когда родитель застает детей за игрой „в доктора". Если это все-таки про-изошло, не делайте больших глаз и не ру-гайте малыша за проявленный интерес. Он может сделать вывод, что признаки пола — стыдная, некрасивая, плохая часть тела, не-достойная внимания, что в дальнейшем мо-жет сказаться на его сексуальном развитии. В принципе лучше сделать все, чтобы не за-стать малыша врасплох: постучать в дверь, кашлянуть. Ваш ребенок уже личность, и его стоит уважать. Обычно, увидев, что у друга или подружки в трусиках что-то есть (или ниего нет, дети очень удивляются. Возможно, они обратятся к вам за разъяс-нениями или спровоцируют ситуацию, кото-рая прольет свет на этот туманный вопрос. Чаще всего особое волнение проявляют мальчики: „Как она писает? Почему у нее все не так, как у меня? Может ли быть, что и у меня тоже будет пусто?" Девочки мудрее: они-то точно знают, как они писают. К этому моменту дети уже примерно представляют, какую роль играет женщина в рождении детей, и девочка интуитивно понимает, что главный ее секрет — не сна-ружи, а внутри тела. Зададут вам вопрос или нет, знайте: и без этого дети могут сделать еще один основной вывод — девочки и мальчики не похожи друг на друга физически, а не только одеждой, игрушками и прической.
Хочу жениться на маме
Время между 3 и 6 годами психологи опреде-ляют как период „эдипова комплекса". Эдип — герой греческого мифа, который убил отца и женился на собственной матери. Полагают, что в 3 года ребенок становится настолько са-мостоятельным, чтобы вновь „родиться", вый-ти из-под маминой опеки и построить новые отношения с окружающим миром. Папа ста-новится объектом поклонения для девочки, а мать — объектом защиты и покровительства со стороны сына. Такая „влюбленность" тре-бует повышенного внимания от родителя про-тивоположного пола. Дети изобретательны, и сложно сказать, как именно они будут обра-щать на себя ваше внимание. Просто будьте готовы, что в 3 года поведение вашего чада может резко измениться. Хотите проверить, вышел ли ваш ребенок из „эдипова возраста"? Спросите его: „Хочешь, когда вырастешь, же-ниться на маме (выйти замуж за папу?" Ответ „нет" будет показателем того, что ваш ребенок преодолел еще один из этапов познания себя.
„Женский" и „мужской" мир, физические и психологические различия, разные игрушки, одежда, разные роли в социальных играх (по-жарные и спасатели у мальчишек и медсестры и учительницы у девчонок) — все это кирпи-чики, из которых строится самоопределение ребенка. И главное, чтобы рядом с ним были родители как образцы мужественности и жен-ственности. Чтобы потом можно было гордо сказать: „Я похож на отца" или „Я многое взя-ла от своей матери".
Материал подготовила
педагог-психолог Аристова Н. В.
Литература:
Пэрну Л. Я воспитываю ребёнка : Пер. с франц--- М. : медицина,1991.