Дина Макшаева
Рекомендации родителям от логопеда на летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
Публикация «Рекомендации родителям от логопеда на летний период» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков,
1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи, тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития фонематических процессов.
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «СОМ»? Какой 1, 2, 3)
2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. ( Какое слово получится из этих звуков: «К –О –М».
4. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
5. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 3 -4 звука.
6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова (Сом, маСка, морС) (Кот, оКно, маК)
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи.
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады; много это глаза – а один, много это уши – а одно, одна конфета – а шесть … и т. д.)
2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.) :дом – домик; стул - стульчик
3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький, маленькая куколка, а большая,
4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью, воду наливают, а соль …
5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы -, у слонихи -, у овцы - … и т. д.
6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха ме6ховая, стакан из стекла – стеклянный и т. д.
7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т. д.
8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз -, ветер -, дождь -… и т. д.
9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.
Упражнения на развитие связной речи.
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т. д.
Предлагаю Вам поучить с детьми стихи на автоматизацию звуков [ р ] и [ л ]
Желаю Вам успехов. С уважением Дина Ивановна.
РА
1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно. Я не прав?.
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!
2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!
3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!
4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял.
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!
5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен.
6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!
7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!
РО
8
Шёл сурок на урок,
Нёс в коробочке пирог…
Съест сурок свой пирог,
Как закончится урок!
9
У сороки и вороны
В сковородке — макароны!
У воробушка Ерошки
Есть горошки на дорожке!
10
Шёл морозною порой
Рома в рощу, как герой!
Рома весел и здоров:
В роще он нарубит дров!
11
У Мирона и Андрона
Нет ни трона, ни короны!
Но зато Мирон с Андроном
Не боятся бури с громом!
РЫ
12
Рысь брала на рынке
Рыжики в корзинке!
Рысь брала на рынке
Брынзу в рыжей крынке!
13
Рыбак на рынок шёл, а там — закрыто!
Закрыли старый рынок до поры…
Рыбаку рыбки попросил корыто
И пёстрые шары для детворы!
РУ
14
Бруснику в кружку соберу —
Ватрушку сделаю к утру!
15
Маруся, как зашить дыру?
Иголку в руки я беру…
Кручу, верчу её в руках…
Маруся, как зашить рукав?
ЛА
1
Балалаечка играла —
Алла пела и плясала.
Балалайка замолчала —
Плачет Алла: «Мало! Мало!»
2
Лада в ладушки играла,
Лана платье полоскала,
Я оладушки жевала,
Лайка молоко лакала!
3
Лайка выла и скулила —
Лара лапку ей лечила.
Лайка весело скакала —
Лапка лайки заживала!
4
У Лары порвалась футболка —
Ей Мила подала иголку.
У Лары растрепалась чёлка —
Ей Мила подала заколку!
ЛО
5
Два пилота по болоту
Шли в калошах. Рядом — лошадь!
Лошадь без калош! Ну что ж!
Нет у лошади калош.
6
Есть у лодочки весло,
Есть у белочки дупло,
Да и лосю повезло:
Лосю в логове тепло!
ЛЫ
7
— Коля, милый, дай мне вилы!
Что ты вялый и унылый?
— Дал бы вилы, дал бы пилы —
Не осталось в жилах силы.
8
Смелый лыжник улыбался:
Плыл на лыжах и смеялся!
… Как же он на лыжах плыл?.
Это водный лыжник был!
ЛУ
9
Золушка-голубушка
Лунный луч взяла
И клубок голубенький
Ниток напряла.
Улыбнулась лучику,
Вдела нить в иглу…
Лучшее получится
Платье на балу!
10
Шла с лукошком к рынку Луша.
Что же Луша купит? — Слушай!
Не белугу, не метлу…
Луше нужен лук к столу!
Л, ЛА, ЛУ, Л О, ЛЫ и др.
11
Белка прыгнула на ёлку.
Сколько шишек! Повезло!
Сорвала их втихомолку,
Унесла в своё дупло!
12
Клава в классе так устала! —
Сложные слова писала!
Да усталость поборола.
Знала: школа — это школа…
13
Сделать я урок мечтал —
На столе забыл пенал.
В классы я играть хотел —
Да забыл на полке мел.
Я бы булку пожевал,
Да раздумал. И не стал.
14
Играл в футбол. Забил я гол.
Потом устал. Потом упал.
Вот врач пришёл. Смотрю — укол.
Я закричал. И убежал!
15
И зал блистал, и пол сверкал…
И этот бал волшебным стал!
16
На ладошке ландыш белый —
Слабый, ласковый, несмелый…
Я сорвал его случайно.
Ах, как глупо и печально.
17
Ползарплаты заплатили
Мы за платье и платок,
Блузку с блёстками купили,
Плавки, плащ и поплавок!
18
Клубнику сажала,
Клубнику растила —
Плоды эти сладкие
Я заслужила!