Наталья Гричкосей
Рекомендации по теме недели «Лето — это маленькая жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
В помощь для развития познавательной активности детей, мы предлагаем вам рекомендации недели.
Наблюдайте с детьми за различными природными явлениями (дождь, град, молния, туман, радуга, роса и др.) Подбирать к словам признаки и действия (Дождь – что делает? – идет, льет, капает, моросит, …. Радуга – какая? – яркая, разноцветная, сверкающая, радостная, … .) В этом вам могут помочь народные заклички, приговорки и детские стихи. Например, такие: Какой дождь?
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял. Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной, Обложной, висячий, спорый,
Публикация «Рекомендации по теме недели „Лето — это маленькая жизнь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Сонный, медленный и скорый. Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный, и горячий. А еще и грозовой, радужный, полосовой.
Параллелями и в сетку, А при ветре – даже в клетку.
Вот как много есть дождей Для растений и людей.
Рассматривать и называть с детьми различные цветы (степные садовые, полевые, ягоды (садовые и лесные, грибы (съедобные и несъедобные, деревья и кустарники (садовые, лесные и городские, насекомых, птиц. Описывать их, сравнивать по цвету, форме, запаху и вкусу. Подбирать признаки и действия. (Стрекоза – что делает? – летит, кружится, садится, опускается, … .Ландыш – какой? – красивый, белый, ароматный, душистый, … .)
Игра "Какое сейчас время года"?
Родитель зачитывает стихотворение, а ребенок подбирает подходящее слово.
В году четыре времени,
И все они дружны.
Эти четыре времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается
Всё снегом покрывается,
Весною продолжается
Листочки появляются.
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет,
Ветер сорвёт её
И по полям развеет.
А после осени опять
Зима год будет продолжать.
Ребенок должен назвать четыре времени года.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Подбери признак»
Лето (какое) -жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
Цветок (какой) - красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивый, теплолюбивый.
Солнце (какое) - ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т. д.
Упражнение «Подбери действие»
Люди летом (что делают) – отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.
Цветы (что делают) - растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут.
Люди с цветами (что делают) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.
Упражнение «Один - много» Цветок - много цветов, ландыш- много …, мак- много…, колокольчик - много …, ромашка - много …, одуванчик - много …, незабудка - много …, василёк - много … .
Вторник
Вспомнить и назвать насекомых (пчела, шмель, муравей, стрекоза, муха, комар, бабочка, жук). Назвать части тела насекомых (голова, усики, грудь, брюшко, лапки, крылышки).
Во время прогулки в парке понаблюдать за насекомыми (внешний вид, особенности поведения).
Ответить на вопросы:
- Сколько лапок у насекомых? Паук – это насекомое?
- Какую пользу приносят насекомые?
- Зачем нужны вредные насекомые (муха, комар?
- Где живут насекомые, у кого из них есть домики? (пчелы – в улье, муравьи – в муравейнике, жуки – на деревьях, стрекозы – у водоемов)
Игра «Один – много – улетели». Изменить слова по образцу:
Оса – осы – нет ос. Пчела – пчёлы – нет …. Муха - …. Муравей - …. Шмель - …. Жук - …. Комар - …. Кузнечик - …. Стрекоза - … .Бабочка - … .
Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Комар - комарик. Муха - мушка. Муравей - муравьишка, муравейка, муравлик, муравушка.
И т. д.
Учим стихи про лето.
Я рисую лето – А какого цвета?
Красной краской – Солнце,
На газонах розы, А зеленой – поле,
На лугах покосы. Синей краской – небо
И ручей певучий. А какую краску
Я оставлю туче? Я рисую лето – Очень трудно это… (С. Маршак)
Лето
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето,
Пусть подольше будет лето! Л. Некрасова
Среда
Проведите с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам. В качестве экскурсии сводите ребенка в магазин, где продают игрушки. Активизируйте словарь ребенка за счет слов: названий игрушек: слов - признаков: интересный, забавный, заводная, железная, мягкая любимая, красивая, плюшевая, резиновая, новая, и т. д. слов-действий: играть, заводить, подбрасывать, отбивать, ловить, строить, возить, складывать, укладывать и т. д.
Поиграйте с ребенком в игры: «Назови ласково» мяч - мячик кукла-. машина -. дом -. синий мяч - синенький мячик круглый -. новый -. голубые глаза - голубенькие
«Подбери признак» мяч (какой?) - большой, резиновый, упругий, круглый, красивый, футбольный, теннисный, гладкий.
«Подбери действия» мяч (что делает) - летит, прыгает, падает, подскакивает, катится.
«Подбери предметы к признакам» плюшевый - мишка, зайка,. плюшевая - лисица, белка. плюшевое - платье, покрывало. плюшевые - игрушки, мишки.
Упражнения на развитие речи:
Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию»
Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет.
Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь»
Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее.
Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:
Что это?
Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма?
Из какого материала сделана?
Как с ней можно играть?
Упражнение «Подбери действие»
Мяч - летит, прыгает, катится, скачет, падает. .
Кукла -. . Машинка - … .
Упражнение «Подбери признак»
Кукла (какая) – красивая, новая, резиновая, любимая,. .
Мяч (какой) -.
Упражнение на образование признака от предмета
Игрушка - игрушечный, кукла - кукольный, стол - настольный, зеркало -. .
Упражнение «Назови ласково»
Мяч - мячик, кукла -. ; мишка -. ; матрешка -. ; машина -. .
Четверг
Читайте и проигрывайте сказки:«Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других.
Разучите с детьми потешки:«Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», весеннюю закличку «Весна, весна красная»
Пятница
Показать ребенку (по возможности живых) домашних животных - кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Вспомнить названия детенышей домашних животных. Обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т. д. ; Поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек строит для домашних животных (для коровы – хлев, для овцы – овчарню, для собаки - конуру (будку) и т. д.)
Прочитать стихи и рассказы о домашних животных; Рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.
Вспомнить загадки о домашних животных.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Кто как голос подает?»
Корова - «му-у» (корова мычит). Кошка- «мяу» (кошка мяукает). Собака -. Свинья -. Лошадь -. . Овца -. .
Упражнение «Один - много» (образование множественного числа существительных)
Кошка - кошки, собака - собаки. ; котенок - котята, жеребенок - жеребята. .
Упражнение «У кого - кто?»
У кошки - котенок (котята, у собаки - щенок (щенята, у овцы -. , у козы -. ; котенок - у кошки, щенок - у., теленок - у., жеребенок -. , козленок -. .
Упражнение «Кто чем питается
Кошка - молоком, корова - травой, коза -. , собака -. , лошадь -. .
Упражнение «Кто как ест?»
Корова - жует, собака - грызет, кошка - лакает, и т. д.
Упражнение «Кто где живет»
Корова живет в коровнике, свинья - в свинарнике, лошадь -. , собака -. . И т. д.
Упражнение «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызет, лает? -. . Хрюкает, роет? -. . Ржет, бегает, скачет? -. . Мяукает, лакает, царапается? -. . Мычит, жует, ходит? -.
Упражнение «Подбери действие»
Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается. ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает. .
Упражнение «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).
Хвост (чей) - кошачий.. Туловище (чье) — кошачье.. Голова (чья) — кошачья.. И. т. д.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение «Угадай кто это?» - учимся подбирать существительные к прилагательным.
Бурый, косолапый, неуклюжий. .Серый, зубастый, страшный.. Хитрая, пушистая, рыжая.. Маленький, длинноухий, пугливый.. Серый., косолапый., хитрая., колючий.
Упражнение «Кто у кого»
У медведицы - медвежонок (медвежата). У лисицы -. У белки -. У волчицы -. У ежихи -. У зайчихи -.
Упражнение «Назови признак» (на подбор существительных к прилагательным)
Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий). Волк, какой? (серый, зубастый, страшный). Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая). Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый).
Упражнение «Кто где живет»
Лиса живет в норе. Медведь зимует в.. Волк живет в.. Белка живет в.. Ежик живет в. .
Всем отличного лета!