Данилова Полина Александровна
Рекомендации педагогам при работе с агрессивными детьми
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
1) простое игнорирование реакций ребенка/подростка (игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения);
2) выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
3) переключение внимания или предложение какого-либо задания;
Публикация «Рекомендации педагогам при работе с агрессивными детьми» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Если педагог видит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивности, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному рассадить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация - поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения.
Переключая активность агрессивного ребенка в конструктивное русло, педагогу необходимо опираться на его индивидуальные особенности, прежде всего - интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энергичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.
4) позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал». Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое.
Кроме того, можно объяснить, что если в момент закипания ярости и гнева сделать какие-нибудь расслабляющие упражнения, выдержать небольшую паузу, то эмоциональный накал снизится и разум снова сможет управлять чувствами. Если ученик попросит совета, можно дать следующие рекомендации, как сдержать нарастающую агрессию.
В случае конфликта необходимо:
- несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
- не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
- походить, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием;
- порвать какую-нибудь ненужную бумагу;
- подумать: что будет потом, представить последствия своего поведения;
- каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
- вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно;
- штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
- проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
- тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений);
- самое конструктивное - разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой: уборкой, работой на пришкольном участке или просто спортивной игрой, бегом.
Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто-то из друзей, кому доверяет ребенок, родители, которые в беседе о проведенном дне могут напомнить ему, что необходимо было сделать, если его кто-то обидел.
Правило 2. Не усиливать напряжение ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с агрессией - снизить напряжение ситуации.
Невербальные сигналы, снижающие напряжение:
1. Пространственное положение педагога по отношению к школьнику.
Та пространственная позиция, которую педагог занимает по отношению к школьнику, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят слова руководителя. Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. Если человек переступает эту границу, он вторгается в интимное пространство другого человека и его действия будут восприниматься этим другим как помеха. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить по сравнению с обычным.
2. Тон голоса и визуальный контакт.
Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Тон голос необходимо понижать при общении, тогда коммуникация становится менее категоричной. Долгий и продолжительный визуальный контакт повышает напряженность во взаимоотношениях, может восприниматься как проявление подозрительности и агрессивности ребенком. Поэтому визуальный контакт должен быть менее частый и продолжительный.
3. Движения.
Движения педагогов, должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у детей. Дети, прошедшие через жестокое обращение пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов, т. к. у педагогов в данное время возникает потребность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить прибегая к замедленным движениям.
4. Физический контакт.
Как и все учащиеся испытывают потребность в физическом контакте. Но отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент ребенок ластится, а в другой — отказывается от физического контакта. У прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Педагогам и воспитателям в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие - нет.
Поведение взрослого существенно зависит от характера и силы агрессивных реакций ребенка/подростка.
На начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) целесообразно использовать мягкую тактику:
1) игнорирование;
2) переключение внимания;
3) «изящный уход» (Изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам выйти из травмирующей, конфликтной ситуации).
Нередко этого бывает достаточно для того, чтобы предотвратить усиление агрессии и разрядить ситуацию.
Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение циничных участников помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры.
Правило 3. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» - это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. В ситуации столкновения (агрессии) обе стороны теряют самообладание. Возникает дилемма: бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом на основе паритета.
В ситуациях повседневного общения с детьми и подростками необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребенка, тем более неагрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.
Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм–аут - предоставление возможности ребенку/подростку успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера»);
- признание чувств и интересов собеседника;
- сообщение своих интересов;
- аппеляция к правилам и т. д.
Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.
Правило 4. Контролировать собственные негативные эмоции.
Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Кроме того, важно понять характер переживаемых чувств, их силу и длительность переживаний.
Педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми!
Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
• не подкрепляет агрессивное поведение;
• демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
• сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Как показывает практика, агрессивное поведение детей и подростков является частью «групповой игры», цель которой — желание вызвать гнев педагога, вывести его из «напускного» равновесия, продемонстрировать его слабость. Не понимающие ситуации педагоги обречены на психологический провал. Подростки также широко используют агрессию для разоблачения взрослых, для их обесценивания, что облегчает процесс эмансипации от них. Отказаться от игры с подростками трудно, но необходимо. Иначе взрослые теряют авторитет в глазах подростков и теряют возможность конструктивного взаимодействия с ними.
Правило 5. Акцентировать внимание на поступках (поведении, а не на личности ребенка и подростка.
Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от ребенка или подростка агрессивного поведения, тем самым, провоцируя его. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. Самое главное — дать описание поведения без его оценки.
После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение более подробно, объяснить, почему его поступки неприемлемы, избегая субъективных, оценочных слов, которые вызвали бы раздражение и протест и в конечном итоге увели бы от решения проблемы.
- Анализируя проступок, важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка/подростка, по принципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. В противном случае у ребенка/подростка возникает ощущение несправедливости происходящего, вследствие чего его способность критично оценивать свое поведение снижается.
-Оценивая поведение ребенка/подростка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что. Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения целесообразно прибегать к оценке негативных последствий поведения. В этом случае ребенку/подростку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому. Очень важным является анализ возможных конструктивных способов поведения в конкретной ситуации.
В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком/подростком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:
1) констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно»;
2) констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;
3) раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;
4) «Я» - сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;
5) апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость должна проявляться исключительно в отношении конкретного проступка, в направлении его искоренения. Ребенок/подросток должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного проступка.
Правило 6. Обсуждать проступок.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка/подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.
Общие рекомендации для такого разговора, повышающие его воспитательную силу (когда стороны возбуждены, невозможно достичь конструктивной договоренности):
- В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов.
- Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.
- В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или семье.
- При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка/подростка, а к тем правилам, которые он нарушил.
- Также важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего, для самой личности.
Правило 7. Сохранять положительную репутацию.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель — сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребенком/подростком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить требование взрослого по-своему;
- предложить школьнику компромисс, договор со взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении, т. е. на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и вашим способом, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Как известно из практики образовательных учреждений, ученики используют и другие, «свои способы» сохранения самоуважения, такие, как:
• «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;
• строят гримасы, выполняя вашу просьбу;
• делают какой-то жест, свидетельствующий о неуважении;
• несколько раз повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают;
• перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.
Если позволить им подчиняться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее. Работа педагога по изменению агрессивного поведения детей и подростков должна быть комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, это позволит снизить имеющийся у детей уровень агрессии.