Ирина Беспалова
Консультация для родителей «Причины детских капризов»
▼ Скачать + Заказать документы
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение - мыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки -ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же Капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?
Публикация «Консультация для родителей „Причины детских капризов“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.
Детский ум и воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное
Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.
Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство-это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых.
Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает йогами, ложится на пол и кричит.
Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его»,— думают взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.
Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего научиться внешне спокойно относиться к крику ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.
Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой — когда взрослые без конца одергивают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер
Что такое детские капризы?
Причины детских капризов : капризы как результат болезненного состояния ребенка, его переутомления, перенасыщения впечатлениями, лишения органических потребностей и т. п. ; отсутствие режима, четких правил жизни в семье — предпосылки для возникновения капризов; неправильное воспитание — главный источник капризов ребенка (жертвенная родительская любовь, безотказное выполнение всех желаний ребенка, избалованность; непоследовательность или крайности в требованиях к ребенку — непосильные или чрезмерно легкие требования; избыток или недостаток внимания к ребёнку); капризы как протест против несправедливости взрослых.
Капризный или нервный ребенок?
Влияют ли капризы на нравственное развитие личности?
Как избежать проявлений детских капризов : устранение причин, вызывающих капризы у ребенка; изменение условий жизни ребенка в семье и всей системы воспитания — необходимое условие в преодолении капризов у детей; воспитывающая роль режима и содержательной жизни ребенка.
Капризы и воспитание нравственных потребностей: воспитание у ребенка с раннего возраста чувства долга, осознанного отношения к собственным поступкам; наличие посильных обязанностей и правил в семье, упорядочивающих детское поведение; - формирование у ребенка понятий «нельзя», «можно», «надо».
СОВЕТЫ
-четкий режим и содержательная жизнь ребенка — основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов;
-маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов;
-не говорить при ребенке, что он капризен;
-не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение;
-не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у мамы или папы;
-детские капризы — результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.