Гульнара Воробьева
Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков для родителей, воспитывающих аутичных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Что такое Аутизм?
Особенности аутичных детей.
Организация жизни аутичного ребенка в условиях семьи.
Развитие социально-бытовых навыков.
Что такое Аутизм?
Каждый особый ребенок — уникальный индивидуум, и именно так к нему и следует относиться. Помощь, которая ему оказывается, образование, которое он получает, должны определяться не диагнозом, а только возможностями и потребностями ребенка.
Аутизм - это пожизненное тяжелое заболевание, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Дети с аутизмом
Публикация «Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков для родителей, воспитывающих аутичных дошкольников» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
характеризуются чрезмерной самоизоляцией и одиночеством, сильным пристрастием к однообразию, неспособностью перенять
способы поведения принятые в обществе, вступать в контакт или общаться с другими людьми естественным и значимым образом.
Часто наблюдается задержка речевого развития. Дети с аутизмом, как правило, хорошо сложены физически и очень привлекательны. Они могут часами сидеть, уставившись в пространство, не обращать внимания на окружающих, заниматься повторяющимися действиями без видимой цели (например, крутят что-либо в руках и т. д.). Дети подвержены неконтролируемым и необъяснимым истерикам. Ребенок, страдающий аутизмом, традиционно описывается,
как живущий в стеклянном шаре, или в своем собственном мире.
Узнав диагноз, вы можете обратиться в группы поддержки и иные организации, объединяющие родителей детей с аутизмом.
Общение может предоставить вам поистине бесценную помощь, информацию и новые идеи.
Особенности ребенка с аутизмом.
Избегает смотреть в глаза собеседнику.
Предпочитает играть сам, сторонится сверстников.
Не понимает реальной опасности.
Не чувствует боли.
Ненормальная реакция или отсутствие реакции на звук.
Смех в неподходящих ситуациях.
Однообразное манипулирование предметами.
Стереотипные движения.
Ненормальная привязанность к определенным предметам.
Для выражения потребности использует жесты или руку взрослого.
Депрессия и слезы без видимой причины.
Не принимает изменения в повседневной жизни.
Физическая гиперактивность или сонливость.
Повторяет слова и фразы.
«Зацикливается» на определенной теме.
В некоторых областях проявляет необычные умения.
Организация жизни аутичного ребенка в условиях семьи.
Организация пространства.
Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка "крепостью", комфортным местом, в котором он чувствовал
бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний.
Безопасность.
Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует "чувство края", а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. Все потенциально опасные предметы должны
прятаться или запираться. Обеспечение комфорта и уюта. Оформите комнату в неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
Наличие необходимого оборудования.
Столик со стульчиком, разнообразные игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование.
Поддержание порядка.
В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали - развесьте на стене его
рисунки, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания
эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как
это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер. Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Необходимо осознать многие социальные смыслы, связанные с
обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения.
Аутичному же ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых
разных вещей и т. д. Постоянно комментируйте все бытовые моменты, объясняя смысл происходящего.
Вовлекайте ребенка в работу по дому.
Постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры.
Организация времени.
Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и
повторяемость. Тогда фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать
его поведение. Эмоционально комментируйте все, что происходит в течение дня, заражая его при своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир.
Воспитание самостоятельности требует специальной работы по
запоминанию последовательности событий, а также порядка действий. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что
надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка.
Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие (игра в «брызги» при мытье рук, колыбельная перед сном). Предлагайте ребенку вещественные
ориентиры, символические обозначения того или иного
события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед
купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т. п.
Вводите новые детали в привычные действия, отступайте иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе. При этом не забудьте обсудить такой план заранее.
Развитие социально-бытовых навыков.
Залогом успешной социально-бытовой адаптации, является активное включение членов семьи в коррекционный процесс. Это достигается при совместном сотрудничестве специалистов и семьи.
10 правил взаимодействия с аутичным ребенком:
1) Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2) Исходите из интересов ребенка.
3) Строго придерживайтесь определенного режима и ритма жизни.
4) Соблюдайте ежедневные ритуалы.
5) Улавливайте малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка,
свидетельствующие о его дискомфорте.
6) Присутствуйте на занятиях с ребенком.
7) Как можно чаще разговаривайте с ребенком.
8) Обеспечьте комфортную обстановку для общения и обучения с ребенком.
9) Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, расписание и т. п.)
10) Избегайте переутомления ребенка.
Рекомендации
Выбор навыка совместно с педагогом.
Необходимо помнить, что это должен быть навык, который ребенок готов осваивать, который он хочет освоить, и которому Вы хотите его обучить. Деление на шаги. Аккуратно разделите
выбранный вами навык на отдельные составляющие (шаги). Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие
шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед. Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывает перед ним более широкие возможности. Физическое руководство. Выполните
задание вместе с ребенком, возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия. На начальном этапе действующим лицом будете только Вы; ребенку здесь отводится роль пассивного участника. Но после двух или трех таких
активных манипуляций с его руками начните постепенно уменьшать физическую помощь. Пусть он все больше и больше сам
участвует в выполнении задания. Заканчивайте упражнение оптимистической нотой (похвалите его, обнимите, погладьте и т. п.).
Моделирование.
Покажите ребенку, что ему нужно сделать. Моделируйте
каждый шаг, который ему предстоит сделать. Если путем имитации ребенок будет хорошо осваивать эти отдельные
действия - небольшие шаги, - можно начать моделировать более крупные шаги, демонстрируя тот этап, который, на ваш
взгляд, ребенок реально сумеет преодолеть. Старайтесь не забывать, что моделирование только тогда даст эффект, если оно
производится медленно и с надлежащим преувеличением.
Словесные указания. Ясно и просто скажите ребенку, что нужно
сделать. Занимаясь с ним, Вы должны точно знать, чего Вы от него хотите. Словесные указания следует произносить
медленно и только в тот момент, когда ребенок обращает на вас свое внимание. Указание должно быть простым и понятным
для ребенка.
Похвала. Ваше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в похвале, - для ребенка является самой
большой наградой. Однако освоение навыков самообслуживания обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно, чтобы побудить ребенка хорошо выполнить задание Вам наверняка придется приготовиться к
использованию поощрений другого рода – угощение, любимое занятие.
Когда навык уже освоен, то поощрение стоит сводить на нет.
Закрепление навыков в ходе режимных моментов жизнидеятельности ребенка. Навыки самообслуживания, часто сами диктуют, когда ими заниматься. Постель застилают утром, руки моют перед едой и
т. д. Пока Вы не выделите специального времени для формальных уроков, для отработки навыка занимайтесь в соответствии с распорядком дня.
Выбор места для занятий. Место выбирайте, в соответствии с обучаемыми навыками. Зубы чистят в ванной, накрывают на стол на кухне и т. д. Когда Вы начнете упражнение, постарайтесь убрать все лишние предметы, что отвлекают вашего ребенка.
Выбор материала.
Используйте те
предметы, с которыми ребенку будет легко работать. Если это
одежда, то чаще всего приходится пользоваться вещами, которые ему немного велики. Если еда, то порции нужно давать поменьше. Наблюдайте за ребенком, стараясь уловить, что именно ему дается трудно. Подумайте, что можно сделать с материалами, чтобы облегчить ему задачу.
Инверсия. Подход, называемый инверсией, предполагает, что процесс обучения будет во многом напоминать участие в странных соревнованиях. Лучшей гарантией успеха станет старт прямо рядом
с финишем, или, другими словами, в момент, очень близкий к завершению работы над заданием. Вы начинаете с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий, оставив ему совсем немного, чтобы закончить задание. Продолжая заниматься, Вы каждый раз будете делать за него чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока в один прекрасный день не доберетесь до самого начала.
Отработка пойдет лучше, если Вы будете вести записи занятий и достижений ребенка. Шаги учебной программы позволят Вам отслеживать достижения ребенка. Каждый раз, когда Вы занимаетесь отработкой того или иного шага, записывайте его и
отмечайте, как ребенок справляется с ним.
Успехов!