Елена Викторовна Ломовская
Рекомендации для родителей «Советы родителям по развитию памяти у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Память – это основа человеческого сознания, основа психики. Память хранит, как шкатулка, прошлое человека для его будущего. Любая деятельность – начиная от самых простых действий и заканчивая сложными научными изысканиями – основана на памяти.
Публикация «Рекомендации для родителей „Советы родителям по развитию памяти у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Детям память необходима не только для повседневной жизни: от степени развития памяти зависят успехи в учебе, а потом и в профессии. Чтобы ребенок сумел прочно усвоить какие-либо сведения, он должен научиться удерживать в памяти новую информацию.
Игры для развития памяти.
Чтобы развить память ребенка, полезно проводить с ним специальные упражнения в игровой форме.
«Что изменилось»
Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек. Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.
«Пексессо»
Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные — кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы.
Визуализация
Придя с прогулки, пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т. д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т. д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета.
«Чудесный мешочек»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
«Ящик»
В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием:
«Найди сам»
Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).
«Делай, как я»
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
«Чудесные слова»
Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
«Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
«Нарисуй фигуру»
Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.