Татьяна Ковалева
Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя второй группы раннего возраста (2-3года)
Ковалевой Татьяны Юрьевны
Работая воспитателем группы раннего возраста уже 10 лет, каждый раз сталкиваюсь с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Начнем с того, что такое адаптация и какие эмоциональные аспекты бывают, как легко пережить режимные моменты, поговорить о готовности родителей отдать своего ребенка в детский сад.
Публикация «Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка новой обстановкой является детский сад. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает к новым условиям по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка во внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в период адаптации. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются.
Ваш ребенок пойдет в детский сад. Обязательно соблюдайте график адаптации, то есть режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит воспитатель, медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим настоящим помощником в воспитании ребенка.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Узнайте режим вашей группы и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые оказался в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 3 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов. Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение. Разбудите малыша на 10 минут раньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения. Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Старайтесь, чтобы малыш сам умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете. Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.
Самое главное – положительный настрой на детский сад. Если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон).
Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
Мне бы хотелось, чтобы моя статья помогла родителем правильно подойти к этой проблеме в период адаптации для своего малыша.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир! Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.