Шкиря Галина Владимировна
Рекомендации для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение
"Детский сад № 160" г. Оренбурга
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
воспитатель высшей категории
Шкиря Галина Владимировна
Публикация «Рекомендации для родителей „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Что нужно знать родителям о девочке.
Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей – дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
• Я тебя так люблю!
• Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!
• Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!
• Ты украшаешь мою жизнь!
Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.
«. Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс».
«. Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей».
«. Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя, а мальчики технику».
«. Девочки ориентированы больше — на отношения между людьми».
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.
Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Что нужно знать родителям о мальчике.
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других — любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Доверять – значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять — значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность — разрешать плакать, например (т. е. разрешать быть естественными).
Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Учиться доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
Мальчик — это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т. п.
Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.
П А М Я Т К А
• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
• Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Ошибки воспитания
• Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.
• Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.
• Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.
• Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.
• Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.
Пример родителей
• На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.
• Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.
Рекомендуем произведения для чтения дома с детьми по формированию представлений у детей о мужественности и женственности.
• 1. Формирование представлений о мужественности и женственности. Сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка».
• 2. «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины». Сказки: «Никита Кожемяка», «Русалочка». «Добрыня и змей».
• 3. «Мужской и женский этикет». Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица».
• 4. «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик - с - пальчик».
Полоролевое воспитание детей в семье
Вопрос об особенностях воспитания мальчиков и девочек поднимает Т. А. Репина в своей статье «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей», а также Д. Элиум и Дж. Элиум в книгах «Воспитание сына» и «Воспитание дочери». Многие родители, по мнению авторов, ответят утвердительно на этот вопрос, потому что хотят воспитать и сыновей, и дочерей в одинаковой степени добрыми, порядочными и трудолюбивыми. Однако родители при этом сами поддерживают и развивают: у девочек – мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть предпосылки будущих женственности и мужественности.
Для нормального и полноценного воспитания ребенка необходима семья, в которой присутствуют два родителя – мать и отец. Мальчик идентифицирует себя с отцом в мужской роли и постигает особенности женской роли через восприятие внешнего вида и поведения матери. Девочка идентифицируется с матерью и постигает особенности мужской роли через образ и поведение отца.
Девочку, отмечает автор, должна преимущественно воспитывать мать. Отец любит дочь, восхищается ею, побуждая быть женственной, нежной и грациозной, являясь для нее образцом истинной мужественности. Девочке достается больше внешних проявлений родительской любви, но, чтобы это не взрастило в ней эгоизм, матери необходимо быть требовательной к дочери.
В девочке прежде всего воспитывают отзывчивость и доброту. Ее учат осмотрительности, осторожности. Ей рано поручают заботу о младших детях в семье, подчеркивая их прелесть и беззащитность, обучают уходу за ними и радость общения с ними. Это происходит естественно – сначала куклы, затем младшие сестренка или братишка. Все это является подготовкой к будущему материнству.
Воспитание мальчиков с пяти лет доминирует отец, и ответственность за воспитание сына лежит на нем. Отношение к мальчику с 5 лет должно быть сдержанным. Сын знает: его любят, но должен привыкать к тому, что его хвалят скупо. Ласка выражается не в объятьях, а в похвале. Это учит мальчика быть сдержанным в эмоциях. Немногословен отец – и сын таков. Отец действительно глава семьи, каменная стена – и сын начинает опекать меньшего и слабого.
Многие исследователи, занимающиеся вопросами воспитания мальчиков и девочек (Д. Н. Исаев и В. Е. Каган, В. А. Гарбузов, Э. К. Суслов и др.) говоря о половом воспитании, считают, что следует обращать внимание на режимно - гигиенические рекомендации. Родители не всегда соблюдают необходимую меру в уходе за ребенком. Страх простуды и излишнее укутывание не только снижает сопротивляемость организма, но и создает условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные и пряные блюда, шоколад, но и просто избыток пищи, благодаря переполнению кровью тазовых органов, может создать условия для сексуальной стимуляции. Постель не должна быть слишком мягкой и теплой, а ночная одежда – тесной (мальчикам не редко, стремясь помешать играм с гениталиями, надевают тесные трусики, добиваясь этим противоположного эффекта). Шумные, бурные игры перед сном, эмоционально напряженные телепередачи (а тем более, так что в попытках заснуть он может успокаивать себя, играя с гениталиями. Чрезмерные ласки взрослых, особенно в области эрогенных зон, могут сексуально стимулировать ребенка, тем более, если они исходят от родителей противоположного пола.
Оптимальный возраст для обучения навыкам опрятности – 1-2 года. Навыками опрятности должны быть дифференцированы по полу. Не всем детям это удается сразу – мальчики часто не хотят мочиться стоя, а девочки могут стремиться пробовать делать это, как мальчики. Тогда приходиться использовать пример старших.
Несмотря на полезность режимно-гигиенических советов, они ни каким образом не исчерпывают полового воспитания. Принципиальное значение имеет спокойное и естественное отношение к телу и телесным отправлениям. Родители не редко боятся, что вид обнаженного тела обязательно стимулирует «нездоровый» интерес к сексуальности. Важно, однако, не само по себе обнажение, а придаваемое ему взрослыми, а потом – по их примеру – и ребенком значение. Понимание сущности психосексуального развития и чувство меры должны помочь родителям найти тот оптимальный способ поведения, при котором ребенок сможет постепенно и без нежелательных потрясений воспринимать свое и чужое тела спокойно и естественно.
Вполне естественно, что родители не могут оставаться безразличными к ранним проявлениям сексуальности у детей. Поэтому при ранних проявлениях сексуальности желательно обратиться к врачу, что не освобождает родителей от необходимости соблюдения ряда условий:
всякая фиксация ребенка на сексуальности исключается;
наказания за сексуальные проявления недопустимы, ибо способствуют отношению к сексуальности как явлению постыдному и наказуемому, что может сказаться на всей последующей жизни ребенка.
Для уменьшения сексуальностимулирующих влияний и при наличии показаний следует провести дегельминтизацию, лечение запоров, противоаллергическую терапию.
Практические рекомендации для родителей
по полоролевому воспитанию детей
1. Родители должны достигать полного взаимопонимания во всех, как важных, так и незначительных вопросах воспитания детей. Они должны быть искренними и систематически обсуждать между собой все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, к стимулированию их физического и духовного развития.
2. Единство мыслей и взглядов – один из важнейших приоритетов счастливой жизни.
3. Слова и дела родителей – пример для ребёнка.
4. Родители правильно поступают, если они (независимо от того, хотели они мальчика или девочку) не высказывают своего недовольства полом ребёнка, так как за счёт этого обеспечивается гармоничное врастание ребёнка в его половую роль в качестве мужчины или женщины.
5. Родители – разбудите в ребёнке интерес получать соответствующую информацию, и не забудьте про свою систему ценностей, если она у вас есть. Дети нуждаются в руководстве и одобряют разумные ограничения.
6. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
7. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить всё, что вы считаете нужным. Однако ребёнок не может оставаться внимательным так долго – ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
8. Следует избегать приукрашивающих действительность, расплывчатых и неточных выражений при ответе на вопросы.
9. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами, – ребёнку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
10. Не бойтесь сказать ребёнку о сексе “слишком много”. Из его памяти почти наверняка выветрится всё, что он не понял.
11. Держите двери всегда открытыми, будьте готовы к разговору в любой момент и позволяйте ребёнку спрашивать, даже поощряйте его, если он опять возвращается к этой теме.
1. Постарайтесь запомнить, что, какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задавал ребёнок, никогда нельзя сердиться.
2. Родители, необходимо готовить детей к возникновению полового влечения и к установлению взаимоотношений с противоположным полом.
3. Необходимо на разных примерах познакомить детей с общими принципами размножения.
4. Необходимо дать знания детям, хотя бы об общих чертах устройства тела, о функциях органов и систем, об их расположении.
5. Если взрослым удаётся правильно решать собственные половые проблемы, то они тем самым создают хорошие предпосылки и для своих детей, облегчают им в будущем поиск счастья в жизни, создания гармоничной семейной жизни.
6. Примера родителей недостаточно для полного воспитания в детском возрасте. С помощью единообразных советов в соответствующей уровню развития ребёнка форме родители должны оказывать непосредственное воздействие на формирование ребёнка знаний, позиций, убеждений и характера поведения.
7. Родителям не следует скрывать от детей всё, что выражает отношения взаимного внимания, симпатии и любви между родителями.
8. Если ваш ребёнок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: “Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова” или “Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь”. Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребёнком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
9. Старайтесь правильно называть половые органы.
10. Необходимо помочь сформировать у детей навыки нравственного поведения, несовместимого с односторонним извлечением выгоды из отношений человека с обществом людей разного пола.
11. Важно помочь и мальчику и девочке переживать и осознавать своё разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое участие в общем, деле, помощи друг другу как равноправным партнёрам.
12. Родители, необходимо привлекать ребёнка к реально ценным занятиям, соответствующим его склонностям и установкам маскулинности, фемининности. Достаточно включить сына или дочь в круг семейных обязанностей.
13. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Полезно попытаться показать ребёнку высокое и духовное в человеке, то, как оно проявляется в поведении и поступках, как выражается в позе, жесте, мимике и т. д.
14. Гордитесь тем, что ребёнок информирован, а значит, защищён. И когда всё наше общество дорастёт до сексуальной зрелости, никто больше не будет смущаться, или расстраиваться по поводу естественного детского любопытства и желания поделиться с другими.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
А. Аудариня, М. Путнинше “Откуда берутся дети?”.
Аглан “Всё, всё, всё на твой вопрос, где я был, когда меня не было?”.
Г. Юдин “Главное чудо света”.
“Откуда я взялся”. Издание для детей и юношества.
Энциклопедия сексуальной жизни для детей, / пер. с фр. Т. Большаковой, Е. Нартовой.
Хиглин М. “Как беседовать с ребёнком о сексе”.