Ирина Сивирина
Перспективный план по национально-региональному компоненту в ДОУ
Региональный компонент в МБДОУ №47
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Публикация «Перспективный план по национально-региональному компоненту в ДОУ» размещена в разделах
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
• формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
• подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
• создание культурно-развивающей среды ДОУ;
• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
• определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
• выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в области,
• использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Перспективный план по национально-региональному компоненту.
(региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста)
Месяц Тема Цель Литература Область
Сентябрь
1. Мониторинг
2. Занятие 1 Социальный мир
«Мой родной посёлок» (географическое расположение, климатические
3. Развлечение «День рождение посёлка»
С использованием поэтических, музыкальных произведений, произведений искусства местных поэтов, художников, особенности)
4. Декоративное рисование «Осенние цветы»
Познакомить с краем, расширить общекультурные и социальные знания детей,формировать представления о малой Родине,его достопримечательностях, знание символики. Воспитывать патриотические чувства-любовь и гордость.
Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр307
Конспект
Р. М. Литвинова №1 стр359
СЛ
П
Р
ХЭ
Октябрь 1. Занятие 2
Мир природы
«Золотая осень Ставрополья»
2. Беседа «Легенды о Ставропольском крае» (на основе наглядного материала)
3. Рассказ воспитателя о
«Символике родного края»
4. Рассматривание карты России, карты Ставропольского края
5. Ставропольские писатели о осени
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе,желание больше узнать о родном крае. Формировать бережное отношение к природе.
Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр320
№2 стр51
Р. М. Литвинова№1Стр337
СЛ
П
Р
ХЭ
Ноябрь 1. Рассматривание иллюстраций гербов городов КМВ.
2. Беседа «Чем богат наш край?» (на основе наглядного материала)
3. Занятие 3
Социальный мир
«Пятигорск – наш город»
4. Посиделки на завалинке»
музыкальное развлечение (лечебные кладовые)
Формировать представление о далёком прошлом родного города, познакомить с историей возникновения, обобщать систематизировать и расширять знания детей о современном городе.
Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр81
Казаки на Ставрополье стр127
Конспект
СЛ
П
Р
ХЭ
Декабрь Занятие 4
1. Музеи Кавказских Минеральных Вод 2. Природоохранительная акция «Не рубите берёзку»
3. Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»
(профессии села)
Познакомить с творчеством М. Ю. Лермонтова,познакомить с историей создания музея известного поэта в городе Пятигорске, воспитывать любовь к прекрасному и уважение к людям искусства. Р. М. Литвинова Региональная культура №2 стр 201
СЛ
П
Р
ХЭ
Январь 1. Легенда о горе «Бештау». 2. Изготовление с детьми и родителями композиции на тему
«Казачье подворье» 3. Занятие 5
Красиво село природой своей. 3. Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища»
Учить слушать легенду понимать смысл.
Продолжать знакомить с достопримечательностями п. Пятигорского, воспитывать любовь к родной природе. Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр59
№1 Стр. 334
СЛ
П
Р
ХЭ
Февраль 1. Занятие 6 «Казачка и казачата»
2. Изготовление с детьми и родителями мини
альбомов из рисунков и фотографий «Достопримечательности Ставропольского края»
3. Целевая прогулка по близлежащим улицам п. Пятигорского
Природоохранительная акция «Берегите животных»
4. Литературный праздник «Десять добрых тропок А. Екимцева»
Привлечь внимание детей к казачьему быту Формировать умение эмоционально выражать свои чувства и отношение к происходящему.
Вспомнить улицы поселка их названия знать домашний адрес Р. М. Литвинова
Казаки на Ставрополье стр126
Р. М. Литвинова Региональная культура стр211 СЛ
П
Р
ХЭ
Март 1. Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край»
2. Занятие 7
Социальный мир
«Кем работают наши родители» (совместно с родителями)
3. Занятие8
Легенда озера Тамбукан
Учить называть национальности людей населяющих наш край.
Правильно называть сельскохозяйственные специальности родителей
Слушать легенду до конца понимать смысл.
Конспект
Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр58
СЛ
П
Р
ХЭ
Апрель 1. Занятие 8
Знакомство с творчеством писателя Г. Л. Пухальской
2. Беседа «Национальная одежда нашего села»
3. Беседа города Курорты и их памятники
Познакомить с творчеством Г,К,Баева развивать интерес к национальному наследию, воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине. Р. М. Литвинова Региональная культура №2 стр205-229
Стр151
СЛ
П
Р
ХЭ
Май 1. Тематический праздник «День Победы»
Встреча с героями ВОВ п. Пятигорского
2. Лес в картинах художника П. М. Гричишина
3. Занятие 9
Социальный мир
(итоговое)
«Знаешь ли ты свой поселок?»
4. Беседа «Главный музей Пятигорска домик М. Ю. Лермонтова» Вызвать патриотические чувства,уважение и гордость к героям ВОВ
Умение составлять рассказ по картине, формировать представление как правильно вести себя в лесу.
Познакомить с историей создания музея.
Р. М. Литвинова Региональная культура №2 стр 194
Конспект
Р. М. Литвинова
№2 стр194
СЛ
П
Р
ХЭ
Июнь 1.«Дом в котором я живу» 1. Выставка рисунков, макетов,
Поделок
.2. Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья»
3. Украсим детский сад» День взаимопомощи с родителями по озеленению территории д/с. 4. Путешествие по экологической тропе с экологом
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе,желание больше узнать о родном крае. Формировать бережное отношение к природе.
Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр367
СЛ
П
Р
ХЭ
Июль 1. Сбор гербария. Посещение
библиотеки.
2. Развлечение «Музыка народов Северного Кавказа». 3. Музыкально-театрализованная деятельность
«Кому нужна вода?»
Воспитывать любовь к прекрасному и уважение к людям искусства.
Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр369
СЛ
П
Р
ХЭ
Август 1. Легенды о ставропольском крае
2. Легенда о Ессентуках «Символика поселка, города, округа» (День рождение города Пятигорска) 3. Итоговая беседа «Знаем и любим родной край» Продолжать знакомить с достопримечательностями п. Пятигорского, воспитывать любовь к родной природе. Р. М. Литвинова №2стр138-149
Р. М. Литвинова Региональная культура №1 стр60
СЛ
П
Р
ХЭ
К концу года дети должны знать:
• Свой домашний адрес, название посёлка.
• Иметь представление о символике п. Пятигорского, Предгорного района.
• Знать названия близлежащих улиц.
• Иметь представления о жизни и быте народов Северного Кавказа.
• Различать национальные костюмы, уметь играть в их подвижные игры.
• Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка уметь рассказать о них.
• Знать профессии своих родителей.
• Знать правила поведения в природе.
• Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей
Характеристика основных дидактических
и методических пособий
Направления развития ребенка Цели и задачи освоения Автор, название методической литературы, или иных информационных источников
Физическое развитие Содействовать охране и укреплению здоровья дошкольников, прививать элементарные навыки здорового образа жизни. Кирилкина О. С., Туренская Е. С. Программа интегрированного курса по воспитательной работе с детьми 3-6 лет «Я в этом удивительном мире»,
Польская Е. «Встречи у источников»
Социально – коммуникативное развитие Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения. Литвинова Р. М. «Региональная культура, художники, писатели, композиторы» С. Литера 2010г.
Соснина Е. «Загадки и тайны Кавказа» Е. 2006г.
Дерюгин Н. А. «Наследие народов РФ» НИИЦентр Москва 2003г
Программа интегрированного курса по воспитательной работе с детьми 3-6 лет «Я в этом удивительном мире»,
Познавательное развитие Расширять знания детей о родном крае, городе, о его истории, природе, населении, обычаях. Литвинова Р. М. «Региональная культура, художники, писатели, композиторы» С. Литера 2010г.
Соснина Е. «Загадки и тайны Кавказа» Е. 2006г.
Дерюгин Н. А. «Наследие народов РФ» НИИЦентр Москва 2003г
Р. М. Литвинова «Казаки на Ставрополье
Художественно- эстетическое развитие Знакомство с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим землякам. Литвинова Р. М. «Региональная культура, художники, писатели, композиторы» С. Литера 2010г.
Соснина Е. «Загадки и тайны Кавказа» Е. 2006г.
Дерюгин Н. А. «Наследие народов РФ» НИИ Центр Москва 2003г
Чумичева Р. М «.Ребенок в мире культуры» Ставрополь 1998г
Работа с родителями
Месяц Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
Сентябрь Встреча с родителями- "Мой посёлок» Природоохранительная акция «Собирая - охраняй» Развлечение «День рождения посёлка»
С использованием поэтических, музыкальных произведений, произведений искусства местных поэтов, художников, композиторов.)
Октябрь
Оформление стенда «Мой дом – п. Пятигорский» в ДОУ Рекомендации «Как знакомить ребенка с природой поселка?»
Ноябрь
Консультация «Ознакомление дошкольников с государственной символикой и символикой округа» «Посиделки на завалинке»
музыкальное развлечение (лечебные кладовые) с участие родителей
Декабрь Природоохранительная акция «Не рубите берёзку» Творческая гостиная для детей и родителей «Культура народов Кавказа»
Январь
Изготовление с детьми и родителями герба п. Пятигорского
Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища»
Февраль Природоохранительная акция «Помогите синичке»
Оформление фотоальбома «История детского сада № 47» в фотографиях односельчан.
Март
Подготовка конкурса «Мисс – Весна» Занятие 7
Социальный мир
«Кем работают наши родители» (совместно с родителями) Составление родителями и детьми безопасных маршрутов в детский сад и обратно домой
Апрель Составление родителями и детьми безопасных маршрутов в детский сад и обратно домой Природоохранительная акция «Спасти и сохранить»
Май Помогаем в оформлении экологической тропы детского сада. Итоговый педсовет с участием родителей
Июнь
«Дом в котором я живу» Выставка рисунков, макетов,
поделок. «Украсим детский сад» День взаимопомощи с родителями по озеленению территории д/с.
Июль Сбор гербария. Посещение краеведческого музея. Музыкально-театрализованная деятельность
«Кому нужна вода?»
Август Путешествие по экологической тропе (совместно с детьми) Привлечение родителей к участию в развлечении, посвященном «День рождение п. Пятигорского»