Ботнарь Марина
Консультация для родителей «Речевая подготовка ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу — это важный этап в жизни ребенка.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Необходимо правильно обучать ребенка, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
Темочки:
Критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
необходима полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
• должна быть сформирована звуковая сторона речи
• должна быть готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
• уметь пользоваться разными способами словообразования;
• уметь правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
• сформировано умение образовывать прилагательные от существительных.
• сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.
Родителям важно знать,что проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет в кругу семьи, необходимо стимулировать их речевую активность, расширять словарь, учить правильно излагать свои мысли.
Лучше развивать речь в свободном общении с ребенком, в играх и повседневной деятельности
Правила и принципы успешных занятий с детьми:
• создавать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
• работа по развитию речи детей должна быть проводить целенаправленная и систематическая.
• нельзя ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Ребенок, к шести годам усвоивший названия основных цветов, должен познакомиться его и с оттенками.
При рассмотрении какого-нибудь предмета, задавайте ему самые разнообразные вопросы: " Что это?"«Какой он?» «Какой он величины?" " Какого цвета?" " Из чего сделан? " "Для чего нужен?»
Названия предметов, их свойства можно закреплять в словесных играх. Для освоения свойства предметов можно задавать такие вопросы: " Что бывает белым (синим, зеленым, красным, желтым)" Пушистым? Холодным? Теплым, Мягким?Твердым? Гладким? Круглым?.
Читайте ребенку!
Для развития речи ребенка трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Бывает, ребенок почти дословно запоминает текст любимой сказки, последовательность действий в ней.
Важно научить ребенка пересказывать. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает : «…да баба»; Потом нужно перейти к вопросам о прочитанном.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, можно предложить ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом, затем- к составлению рассказа по картине. Сначала, ребенок с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет говорить о том, что на ней изображено.
Используйте для описания игрушки.
Ребенку предлагают описать две куклы или две машинки. Сначала он их внимательно рассматривает, а потом рассказывает, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Позже ребенок описывает предметную картинку.
Далее можно предложить ребенку выстроить простую сюжетную линию из предметных картинок или предметов
Предлагаем рассказывать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.
Игра «Вспомни случай».
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Родителям необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь взрослого должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.