Надежда Францова
Речевая карта школьника
Речевая карта школьника.
Проблема нарушений устной и письменной речи у младших школьников является одной из наиболее актуальных в образовательной системе. Овладение навыками чтения и письма играет ключевую роль в дальнейшем обучении учащихся. Исследования, проведенные лабораториями логопедии НИИ дефектологии АПН РФ, подтверждают, что различные нарушения устной и письменной речи являются одной из наиболее распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы. Эти нарушения затрудняют процесс овладения навыками чтения и грамотного письма, такие как недоразвитие процессов фонемообразования и общее недоразвитие речи.
Публикация «Речевая карта школьника» размещена в разделах
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного обучения чтению и письму, поскольку у детей недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе слова из-за нарушений слуховых дифференцировок и недоразвития языкового анализа и синтеза. Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нарушения произношения, недоразвитие фонематического слуха и лексико-грамматической стороны речи, испытывают еще большие трудности в процессе обучения. В массовой школе такие дети, только из-за своего аномального речевого развития, часто становятся неуспевающими учениками.
Таким образом, основная задача школьного логопеда состоит в своевременном выявлении и преодолении расстройств письменной речи, чтобы они не препятствовали образовательному процессу учащихся. Для правильного выявления детей с нарушениями устной и письменной речи необходимо провести точную диагностику речи младших школьников. Речевая карта, в которую заносятся результаты обследования, является важным инструментом для логопеда. С каждым годом количество детей с различными видами речевых нарушений в начальных классах школы увеличивается.
Задачи учителя-логопеда включают правильное оценивание проявлений речевой недостаточности каждого ученика, формирование логопедических групп на основе речевого обследования, проведение коррекционной работы и общее развитие речи учащихся. Определение степени тяжести речевого недоразвития является важным для правильной диагностики речевого дефекта и определения направления коррекционной работы.
Речевая карта, утвержденная приказом МО РФ, является обязательным документом и была уточнена инструктивным письмом. Однако я предлагаю речевую карту, которая основана на структуре утвержденных речевых карт, но содержит конкретные методики обследования речи. Эта модель речевой карты была мною апробирована в течение трех лет и позволяет более точно определить уровень речевого развития детей, выявить превалирующее нарушение и оценить эффективность коррекционной работы.
С помощью данной речевой карты, станет возможным:
- более точно определить уровень речевого развития детей, имеющих нарушения устной и письменной речи;
- визуально видеть отклонения в речевом развитии ребенка;
- осуществить единый подход логопедов школ к постановке речевого заключения;
- оценить эффективность результатов коррекционной работы с учащимися, посещающими логопедические занятия.
Логопедический пункт при___
___ Логопед___
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка___
Домашний адрес, телефон___ Дата рождения___
Школа___ Класс___
Дата зачисления___ Дата выпуска___
Успеваемость по русскому языку___
Данные о ходе речевого развития :
Первые слова___
Фраза___
Посещал (а) ли детский сад (речевую или массовую группу) ___
Занимался (лась) ли с логопедом в поликлинике___
Речевая среда ребенка : есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи,
поздно начавшие говорить, есть ли двуязычие___
I. Общее развитие ребенка:
зрение___
слух___
заключение психоневролога___
состояние общей и мелкой моторики___
II. Состояние артикуляционного аппарата:
строение___
подвижность___
III. Обследование звукопроизношения: (отсутствие, искажение, замена, смешение)
свистящие___
шипящие___
соноры___
Вывод:___
IV. Обследование фонематических представлений:
1. Фонематический слух.
а) воспроизведение слогового ряда:
са – за – са ко - го – хо
ла – ра – ра па – ба – та
са – ца – тя ца – са - ца ша-жа-ша то – до - то
б) выделение исследуемого звука из слов (найди звук, повторяющийся в каждом слове) :
роСа, Сок, миСка кРан, Рыба, сыР
пиЛа, стоЛ, Ландыш Жук, луЖа, ноЖницы
Осы, дОм, молокО Цапля, пинЦет, кольЦо
в) узнавание предмета:
коза – коса мишка – миска
лак – рак уточка – удочка
г) различение слов, близких по звучанию (хлопни, когда услышишь другое слово) :
тень, тень, Пень, тень, День, тень
коробок, коробок, коЛобок, коробок
Кора, кора, Пора, кора, Нора, Гора, кора
жук, жук, СуП, жук, Лук, жук
д) различение звуков во фразе:
С – Ш–Саша сушит шубу.
З – Ж–У Зои желтый зонт.
Ч – Щ–Щеткой чищу я щенка.
Т – Ч–Птичка села на крылечко.
Ч – Ц–Цыпленок качается.
С – Ц–Гусеницу поймала синица.
Л – Р–Лара разбила зеркало.
Щ – С–У волка большие усищи и хвостище.
е) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом:
регулирует транспорт
железнодорожный милиционер
кораблекрушение снеговик
водопроводчик аквалангист
2. Определение количества слов в предложении:
День был теплый___ Около дома росла береза___
3. Звуковой анализ.
Определить в слове:1 звук; Последний; Гласные; Кол-во;
Последовательность
УХО___
СОВА___
ВОЛК___
СУМКА___
РЫБАК___
ТАНКИСТ___
4. Составление слова из данных звуков, слогов:
М, А, К БА, НЯ УТ, РО
С, Т, О, Л, РА, МА ОК, НО
5. Образование нового слова, заменив в данных словах указанные буквы:
БОК (А, У, Ы)___
МАК (Р, Л, К)___
БОЧКА (Т, Д, К, П, М)___
Вывод:___
V.Общая характеристика речи.
Лексика.
1. Количественная характеристики словарного запаса:___
2. Качественная характеристика словарного запаса:___
а) Владение обобщающими словами:
Чашка, блюдце, сахарница, чайник - это___
Автобус, троллейбус, самосвал - это___
Назови мебель ___
Назови домашних животных ___
б) Назови детенышей:
у кошки у овцы у собаки у свиньи
у коровы у льва у коня у курицы
в) Подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая)___ дом___
собака ___ солнышко___
г) Назови предмет по действию
сидит летает танцуют прыгают
лает ползет учатся строит
Что делает человек?___
Что делает кошка?___
д) Подбор синонимов:
хороший бояка лгун маг
е) Подбор антонимов:
низкий горячий грустный
узкий твердый чистый
тонкий сухой горький
Грамматический строй.
1. Типы употребляемых предложений___
2. Самостоятельные высказывания___
3. Повторение предложений.
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
4. Исправление предложений:
Собака вышла в будку___
По морю плывут корабль___
Дом нарисовала мальчик___
5. Составление предложений по опорным словам:
Мальчик, открыть, дверь___
Сидеть, синичка, ветка, на___
Груша, внучка, бабушка, давать___
6. Употребление предлогов:
в на за перед
под над из-за из-под
1. Образование множественного числа существительных
именительного падежа (стол-столы, родительного падежа (стол-столов)
ухо___
дверь___
окно___
воробей___
ведро___
яблоко___
2. Согласование числительных с существительными:
Сколько? 1 дом 2 5 7
1 береза 2 5 7
1 окно 2 5 7
Какой по счету?
3. Словообразование:
а) образование относительных прилагательных от существительных:
стол из дерева кисель из клюква
шляпа из соломы салат из моркови
горка изо льда суп из грибов
шляпа из меха шишка ели
б) образование качественных прилагательных от существительных:
Если днем жара - то день жаркий.
мороз снег дождь
солнце ветер туман
в) образование притяжательных прилагательных от существительных:
у собаки лапа – собачья, а у льва - ружье охотника
у кошки - медведя - портфель школьника
у волка - зайца - форма милиционера
г) образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
мяч ящик кукла окно
бант дерево кошка снег
Связная речь.
1. Рассказ по серии сюжетных картинок___
2. Рассказ со скрытым смыслом.
Маленький Саша утром проснулся невеселый.
Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла. Запомни и повтори рассказ.
Почему Саша проснулся невеселый? Какая погода была на улице?
3. Темп___
4. Внятность речи___
V. Обследование письма.
Наличие и характер специфических ошибок. (Письменные работы прилагаются)___
VI. Обследование чтения. (Нужное подчеркнуть)
1. Знание букв: знает все, некоторые, не знает.
2. Техника чтение: а) темп: медленно, быстро;
б) уровень овладения: по буквам, по слогам, словами.
3. Понимание прочитанного: понимает, нет, с трудом.
4. Ошибки при чтении.
VII. Проявление заикания___
X. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений.
___
Устойчивость внимания___
Работоспособность___
Наблюдательность___
Отношение к дефекту___
XI. Логопедическое заключение___
XII. Результаты исправления речи
(Отмечаются в карте в конце каждого года обучения)
___
Дата выпуска Подпись логопеда