Светлана Федулова
Консультация «Ребёнок и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.
Публикация «Консультация „Ребёнок и природа“» размещена в разделах
Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир, трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.
Психологи утверждают, что ребенок очень тесно связан с природой. Поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства в семье и в детском саду. Поэтому одна из главных моих задач — воспитать в детях любовь к природе, научить их понимать и беречь ее. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.
Цель моей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные;
- развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
В общении с живой природой у детей воспитывается любовь к родному краю. Есть еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе. Другим людям как части природы.
Экологические знания — сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней об использовании природных богатств.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это и наблюдения, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, походы и т. д.
Спецификой моей технологии является использование литературных произведений, которые доступны детям, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении.
Всю работу по экологическому образованию осуществляю в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляю в повседневной жизни.
Подбираю разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.
Использую предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т. д., которые способствуют развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Одной из главных моих задачи было формирование взаимодействие человека и природы. С этой целью проводились целевые прогулки и наблюдения, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождались чтением художественной литературой.
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу на нашей планете, за ее здоровье.
Таким образом, создание эколого- развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе. Это позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.