Олеся Губенко
Ребенок демонстрирует нежелательное поведение. Что делать?
▼ Скачать + Заказать документы
Под словосочетанием “нежелательное поведение” могут скрываться разные вещи - нередко социально не очень одобряемые. Например, ребенок до остервенения ковыряется в носу, сосет палец, трогает себя за интимные места при просмотре мультиков или на улице, устраивает истерику при отказе в получении желаемого, замирает и впадает в ступор в ответ на требования…
1. Главное правило – не выдавать бурную эмоциональную реакцию на нежелательное поведение! Постарайтесь успокоиться сами – это то самое правило “сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка”. Найдите способы, которые помогут вам оставаться в душевном равновесии (универсального способа для этого нет – как и “волшебной таблетки”, которая работала бы для всех детей).
Публикация «Ребенок демонстрирует нежелательное поведение, Что делать?» размещена в разделах
На нежелательное поведение стараемся реагировать спокойно, выверенно, поведение пресекаем, если оно наносит вред ребенку или окружающим. Можно попытаться мягко переключить ребенка на что-то другое. Не стоит говорить на повышенных тонах, громко ругаться и т. д. (потому что бурная эмоциональная реакция, сопровождаемая повышенным вниманием может сама по себе стать подкреплением нежелательного поведения). Если ребенок перевозбужден – стараемся помочь ему отрегулировать собственное состояние, вернуться в спокойное состояние. В состоянии истерики, например, объяснить что-то ребенку не получится, он сам находится в стрессе (можно попытаться обнять, медленно ритмично погладить, взять на руки покачать, легонько умыть прохладной водичкой, но если какое-то из этих действий провоцирует всплеск бурной нежелательной реакции – соответственно, его убираем). Если ребенок, наоборот, “в прострации”, замер, медлителен – фразы “соберись!”, “ну-ка, отвечай!” не помогут – нужно искать причины такого спада активности и работать с ними.
2. Наблюдайте. Заметьте, в каком состоянии находится ребенок, когда ведет себя таким образом. Может быть, он перевозбужден или, наоборот, скучает и рассеян? Что предшествовало данной ситуации, что обычно происходит перед этим поведением? Возможно, это будет что-то неочевидное, к чему ребенок имеет повышенную чувствительность (свет, шум, сильные запахи, определенные места, конкретные люди? Поищите, есть ли такие факторы, которые объединяют все эти ситуации.
! Подумайте о возможных физиологических причинах и попытайтесь их исключить, посетив врача. Ковыряется в носу – может быть, что-то там внутри мешает? Трогает себя за пах – достаточно ли одежда свободна, нет ли каких-то болей, дискомфорта? Частые и бурные истерики, из которых ребенка очень сложно переключить на что-то другое – причина обратиться за консультацией невролога (психиатра/других врачей).
3. Старайтесь быть последовательными и анализируйте. Подумайте, к чему приводит нежелательное поведение ребенка, возможно, есть какие-то желаемые последствия, которые закрепляют поведение? Например, малыш бросается на пол в магазине – и получает желаемое, лишь бы не кричал. Толкает другого ребенка – и получает всё ваше внимание и эмоции, пусть и не положительно окрашенные. Таким образом, вы можете проанализировать, есть ли какая-то функция у нежелательного поведения, есть ли неудовлетворенная потребность – и тогда уже можно помочь ребенку найти новые способы, как достигать желаемого – но приемлемым путём.
Вместо яркой реакции на негативное поведение – даем яркую положительную реакцию на желательное поведение, хвалим за любой случай, когда ребенок повел себя желаемым образом, таким образом закрепляя это.
Лучший способ справиться с нежелательным поведением – не допустить его наступления, но это, конечно, далеко не всегда возможно. Некоторые дети имеют повышенную чувствительность к некоторым сенсорным стимулам и могут перевозбуждаться, перегружаться от каких-то вещей вокруг. Это происходит помимо их воли и также причиняет им сильнейший дискомфорт, они сами не могут отрегулировать свое состояние. Задача взрослых рядом в такой ситуации – помочь ребенку. Стараемся замечать факторы, на которые ребенок реагирует повышенным возбуждением (например, громкая музыка, яркий свет, большие скопления людей, спешка) – и избегаем их по возможности. Вместе с тем ищем ощущения, которые ребенка успокаивают (например, уменьшить свет, дать попить водичку, качание и тд, можем их использовать в целях успокоения.
Наконец, помним о возрастных и личностных особенностях. Возможно, то, что вы маркируете как “нежелательное” – это нормальное поведение для ребенка, просто не совсем удобное для взрослых и окружающих детей. Например, странно требовать от двухлетки высидеть за столом 15 минут и уметь регулировать свое поведение – не бегать, не кричать от радости, не плакать навзрыд, если не дали желаемое. Функции контроля, произвольности созревают гораздо позднее.
В любом случае, при сомнениях (когда вы переживаете, что какое-то поведение нетипично для детей такого возраста, когда не можете справиться сами с нежелательным поведением) вы всегда можете обратиться к специалисту за индивидуальной консультацией.