Лукшина Светлана
Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем использования здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Рассказывается об опыте внедрения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: здоровьесбережение, детский сад, здоровье, технологии, дошкольники.
Публикация «Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации обусловлена потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Не секрет, что на сегодняшний день возросло количество детей, не посещающих детский сад в силу участившихся заболеваний. А те дети, которые посещают дошкольное учреждение, часто болеют. Тревоги родителей, необходимость обеспечения условий для профилактики тех или иных заболеваний привели нас, педагогов, к поиску путей внедрения здоровьесберегающих технологий.
Согласно ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии должны быть направлены на обеспечение сохранения здоровья всех участников педагогического процесса детского образовательного учреждения, а именно: детей, родителей, педагогов, законных представителей ребенка.
Здоровьесберегающие технологии представляют систему мер, реализуемых в пространстве детского сада и направленных на сохранение здоровья ребенка, формирование необходимых знаний и навыков здорового образа жизни и их использование в дальнейшей жизни.
Существуют различные классификация здоровьесберегающих технологий. Т. Г. Матвеева выделяет:
– физкультурно-оздоровительные;
– обеспечивающие благополучие ребенка;
– медико-профилактические;
– сохраняющие и стимулирующие здоровье;
– образовательные;
– обучающие здоровому образу жизни;
– здоровьесберегающие и здоровьеобогащающие педагогов;
– коррекционные.
В нашем детском саду ведется активное внедрение здоровьесберегающих технологий. Так был реализован проект «Игра на укрепление здоровья».
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
- Мастер-класс «Чем заменить компьютерные игры» по обучению родителей новым видам игр, которые способны заменить виртуальный мир;
- Квест-игра с родителями «В поисках здоровья», в процессе которой дети вместе с родителями проходили препятствия, выполняли физические упражнения, решали ребусы и загадки, связанные со здоровьем, выполняли рисунки на тему здорового образа жизни в семье;
- Мастер-класс для родителей «Дыхательная гимнастика Стрельниковой как профилактика простудных заболеваний»;
- Консультации для родителей: «Правила сохранения хорошего зрения вашего ребенка», «Ошибки родителей при закаливании ребенка», «О пользе ежедневных прогулок», «10 упражнений для правильной осанки» и др. ;
- Оформили папки-передвижки: «В мире здоровья», «Правильная посадка ребенка за столом», «Гимнастика для стоп» и т. д. ;
- Провели конкурс на самую спортивную семью (в рамках конкурса участники предоставили свои семейные фотографии, на которых были запечатлены моменты проведения утренней зарядки, подвижных игр, гимнастики, прогулок, походов и т. д.);
- Провели спортивные праздники «В тридевятом царстве», «Спортландия», «Путешествие на Олимп» и др., в ходе которых дети и родители получали возможность укрепления здоровья.
Мастер-класс «Чем заменить компьютерные игры» по обучению родителей новым видам игр был обусловлен возросшей увлеченностью детей играми на планшете и телефоне. Многие родители отметили, что не могут противостоять этим увлечениям. Все большее количество дошкольников предпочитает «посидеть в планшете», а чтение книг и самостоятельные игры им все менее привлекательны. Озабоченность родителей данной проблемой вызвала необходимость проведения мастер класса для родителей, на котором мы предложили им новые виды подвижных игр, построенных на материале компьютерных обучающих программ. Так родителям была показана развивающая интеллектуальная игра «Помоги принцессе», в ходе которой ребенок на листке бумаги выполняет задания (отгадывает зашифрованные слова, дорисовывает недостающие элементы подарка, находит предметы и т. д.). За каждое выполненное задание ребенок получает определенные баллы. В другой игре «Футбол» показаны возможности организации настольных видов футбола:
- с помощью крышек и клюшек в виде фломастеров (развивает меткость);
- с помощью ватных шариков (гол нужно забить, дунув в шарик);
- интеллектуальный футбол (нужно забить гол в ворота, на которых написаны цифры).
В игре «Вайс сити» родителям было предложено выполнить ряд заданий, которые могут быть использованы ими во время прогулки на улице. Игра представляет собой выполнение ряда заданий, выполнив которое ребенок переходит на следующий уровень. Примеры заданий:
- В наш город прибыл шпион на красной машине. Найди красную машину. Молодец. Машина найдена. Ты переходишь на второй уровень.
- В этой машине спрятан опасный груз. Нужно найти автомобиль, в номере котором есть буква «у».
Для детей, умеющих считать, задания усложняются :
- Шпион приехал в наш город для опасной миссии. Нам известно только, что он прибыл на машине, сумма цифр которых составляет десять.
- Шпион спрятал свое оружие в канализационный люк. На этом люке есть буква «К», найди этот люк, но не подходи близко, там ловушка» (это задание обращает внимание детей на канализационные люки, которые могут быть открытыми).
В процессе игры дети проявляют физические способности, они бегают по площадке вместе с родителями, выполняют интеллектуальные задания. А в целом, проводят вместе время весело и интересно. Надо поощрять желание детей самим придумывать игры.
Во время мастер-класса родители отметили, что данные виды игр были для них новыми и интересными и позволят отвлечь ребенка от планшета и компьютера и с пользой для здоровья провести вместе время.
В нашей практике активно используются подвижные и спортивные игры как на физкультурных занятиях, так и на прогулке или в групповой комнате. Подвижные игры во время прогулки нами были дополнены новыми, нетрадиционными.
Игра «Сбей палку». Проводится двумя командами. Желающие становятся в две шеренги напротив друг друга. Посредине в песок втыкается палка, игроки по очереди сбивают ее мячом. Команде засчитываются баллы. Играют до десяти баллов.
Игра «Самолет, самолет». Дети берутся за руки и становятся в круг, который раскручивается. Воспитатель читает стихотворение: «Самолет, самолет, посади меня в полет, а в полете пусто, вырос …тополь». Дети бегут к тополю и должны отыскать опавший листочек и принести воспитателю. В следующий раз называется другое дерево. По окончании игры, воспитатель достает листочки, которые насобирали дети и спрашивает: «А этот с какого дерева листок?». Тот, кто назвал дерево – получает листок. Выигрывает тот, кто угадает больше листьев. Это не только подвижная, но и интеллектуальная игра. Развивает память, внимание, наблюдательность.
Подвижные игры, оптимальный двигательный режим, регулярные прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание – эти и другие средства помогут сохранить и укрепить здоровье дошкольников. Наша задача – сохранять физическое, духовное и психическое здоровье наших детей.
Список использованной литературы
1. Конева Л. С. Здоровьесберегающие технологии – важный фактор успешной работы // «Образование и наука в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/198/
2. Матвеева Т. Г. Современные образовательные технологии в ДОУ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). С. 292–295.
3. Николаева Е. И. Федорук В. И. Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н. Б. Кондратовской. - СПб. : Детство- Пресс, 2014. С. 129.