Кристина Николюк
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка.
Во время занятий оздоровительной физической культуры важно удовлетворение естественной потребности детей в движении. При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм.
Публикация «Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Игры воспитывают в ребенке милосердие и память, впечатлительность и честность, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, координацию движений и осмысление их – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, необходимо разработать систему занятий, подвижных игр, упражнений, эстафет, развлечений.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края, на уровне доступном пониманию дошкольников. Необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь
У кубанского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый не только в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание, как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции. Кубанцы вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество кубанцев, народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день. Используя бесценную народную мудрость о том, что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, родители через сказки, образы эпических героев прививали детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучали, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.
Цель: приобщать детей к физической культуре, к ценностям культуры здоровья как части этнической культуры жителей нашего края.
Задачи:
-Систематизировать работу по нравственно- патриотическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей ДОО по данной теме.
-Формировать у детей навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
-Вызвать интерес детей к играм народов Кубани.
Подвижные игры Кубани в детском саду являются одним из главных средств решения целого комплекса связанных между собой задач воспитания личности дошкольника. Игры направлены на развития у детей творческого мышления, воображения, внимания, воспитание морально-волевых качеств, инициативности, самостоятельности
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. В народе особенно ценилось смелость и решительность, физическая сила, выносливость, ловкость. Все игры связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию быстроты реакции, выносливости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств к Малой Родине, знание национальных корней
Внедрение регионального компонента через подвижные игры решает нужные задачи в области воспитания и формирования духовно-нравственного отношения к культуре родного края, чувства сопричастности к наследию своего народа.
На занятиях по физической культуре проводятся игры народов Кубани: "Плетень", "Сон казака", "Перетяжки», «Достань платок".
Народные игры могут быть не только важным средством повышения двигательной активности детей, но и средством воспитания и приобщения детей к культуре родного края.
Региональный компонент помогает расширить и разнообразить кругозор ребенка, наиболее эффективно укреплять здоровье. Обогащает двигательный опыт, помогает адаптироваться в суровых климатических условиях.
Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его. Я тоже очень люблю играть с детьми, заражаюсь от них энергией и позитивом. Использование самобытных физических упражнений и народных игр казачат с дошкольниками позволило значительно улучшить показатели физического и функционального развития детей.