Светлана Субботина
Реализация образовательного потенциала детей путем организации предметно-пространственной среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это второй дом для детей. Здесь ребенок получает опыт эмоционально- практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Окружающий дошкольника мир должен вызывать у него любопытство, интерес, желание его преобразовать и усовершенствовать. Для развития самостоятельности и творчества важны условия, предоставляющие каждому ребенку заниматься любимым делом.
Публикация «Реализация образовательного потенциала детей путем организации предметно-пространственной среды группы» размещена в разделах
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре ООП ДО, она должна быть направлена на создание:
• Условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту и видам деятельности;
• Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Поэтому становится актуальным создание соответствующей развивающей предметно -пространственной образовательной среды группы, которая будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов.
В группе были оборудованы центры активности, ориентированные на различные виды детской деятельности.
Театральный центр
Театральный центр – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрывают
демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном центре размещаются разные виды театров (настольный, пальчиковый,маски сказочных персонажей для театрализованных представлений, сундук с украшениями, мини-музей «Волшебные сказочные предметы». Основная задача, которая решается в процессе театрализованных представлений – развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса.
Центр науки
Центр науки или исследовательский центр оснащен различными природными материалами, материалами для экспериментирования: набором мерных стаканчиков, ложек, микроскопами, лабораторным оборудованием, набором игрушек для игр с водой и песком.
Для познавательного развития детей подобрана специальная детская литература, развивающие игры, наглядные пособия и материалы, алгоритмы проведения опытов. Здесь мы решаем проблемы, выдвигаем гипотезы, рассуждаем.
Природный уголок
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В природном уголке находятся детские поделки из природного материала, экспонаты природы, иллюстрации и фотографии растений и животных нашего края, макеты природных климатических зон, Красная книга, развивающие экологические игры, календарь погоды.
В природном уголке дети знакомятся с разными видами комнатных растений и способами ухода за ними.
Центр книги
Центр книги оборудован библиотекой, в которой находится художественная литература в соответствии с возрастом детей, иллюстрации по сказкам, портреты писателей и поэтов, разрезные кубики и пазлы «Мои любимые сказки». Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку или игру.
Один раз в неделю в гости к детям приходит Буратино и приносит с собой ноутбук. Вместе с ним дети смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя разные виды театров.
Центр творчества
Центр творчества- в свободное время дети рисуют,лепят, выполняют аппликационные работы, при этом общаются друг с другом. Учатся сами и учат других, радуются проявлению творческих способностей.
Полки заполнены необходимым материалом для творчества детей (акварель, гуашь,цветные карандаши, раскраски, трафареты, пластилин, бумага разной фактуры,размера и цвета, картон, наборы для детского творчества). Здесь же расположены изделия народного промысла (матрешки, дымковские игрушки, свистульки, деревянные ложки, альбомы: «Дымковские игрушки», «Хохломская роспись», «Городецкие узоры».
Детские работы выставляются на стенде «Творческая мастерская», к которому имеется свободный доступ. Здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. С детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Строительный центр
Строительный центр сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного центра (конструкторы разного вида, крупный и мелкий строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой детей или индивидуально. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Центр сюжетно – ролевой игры
Центр сюжетно-ролевых игр – «Семья», «Диагностический центр», «Салон красоты», «Почта», «Супермаркет», «Школа» занимает ведущее место в деятельности детей, т. к. игра учит объединяться, договариваться, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Атрибуты к играм подбирали так,чтобы создать условия для реализации интереса детей в разных видах игр.
Эстетичность оформления, современность материалов, вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Здесь же уместны режиссерские игры, игры-драматизации по знакомым сказкам.
Музыкальный центр
Музыкальный центр оснащен детскими музыкальными инструментами, музыкальными книжками, портретами композиторов.
Физкультурный центр
Физкультурный центр лаконично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды основных движений, используя спортивный инвентарь и игры (обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, велотренажер, кегельбан, кольцеброс, бадминтон., корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки, овладевают подвижными играми с правилами.
Двигательная активность оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Содержание материала в центрах активности обновляется и пополняется в соответствии с темой недели.
Все материалы находятся в свободном доступе.
Созданная, развивающая предметно- пространственная среда предоставляет детям возможность заниматься любимым делом, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, стимулирует активность, творческий характер деятельности.