Светлана Субботина
Реализация образовательного потенциала детей путем организации предметно-пространственной среды группы
Детский сад – это второй дом для детей. Здесь ребенок получает опыт эмоционально- практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Окружающий дошкольника мир должен вызывать у него любопытство, интерес, желание его преобразовать и усовершенствовать. Для развития самостоятельности и творчества важны условия, предоставляющие каждому ребенку заниматься любимым делом.
Публикация «Реализация образовательного потенциала детей путем организации предметно-пространственной среды группы» размещена в разделах
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре ООП ДО, она должна быть направлена на создание:
• Условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту и видам деятельности;
• Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Поэтому становится актуальным создание соответствующей развивающей предметно -пространственной образовательной среды группы, которая будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов.
В группе были оборудованы центры активности, ориентированные на различные виды детской деятельности.
Театральный центр
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Детский сад это второй дом для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370323.jpg)
Театральный центр – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрывают
демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном центре размещаются разные виды театров (настольный, пальчиковый,маски сказочных персонажей для театрализованных представлений, сундук с украшениями, мини-музей «Волшебные сказочные предметы». Основная задача, которая решается в процессе театрализованных представлений – развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса.
Центр науки
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Здесь ребенок получает опыт эмоционально практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370357.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Окружающий дошкольника мир должен вызывать у него любопытство интерес желание его преобразовать и усовершенствовать](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370372.jpg)
Центр науки или исследовательский центр оснащен различными природными материалами, материалами для экспериментирования: набором мерных стаканчиков, ложек, микроскопами, лабораторным оборудованием, набором игрушек для игр с водой и песком.
Для познавательного развития детей подобрана специальная детская литература, развивающие игры, наглядные пособия и материалы, алгоритмы проведения опытов. Здесь мы решаем проблемы, выдвигаем гипотезы, рассуждаем.
Природный уголок
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370408.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 РППС развития самостоятельности и творчества важны условия предоставляющие каждому ребенку заниматься любимым делом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370431.jpg)
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В природном уголке находятся детские поделки из природного материала, экспонаты природы, иллюстрации и фотографии растений и животных нашего края, макеты природных климатических зон, Красная книга, развивающие экологические игры, календарь погоды.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 В группе были оборудованы центры активности ориентированные на различные виды детской деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370716.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Театральный центр](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370747.jpg)
В природном уголке дети знакомятся с разными видами комнатных растений и способами ухода за ними.
Центр книги
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Театральный центр важный объект развивающей среды поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу объединить детей интересной идеей новой для них деятельностью](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370790.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В театре дети раскрывают демонстрируя неожиданные грани своего характера](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370820.jpg)
Центр книги оборудован библиотекой, в которой находится художественная литература в соответствии с возрастом детей, иллюстрации по сказкам, портреты писателей и поэтов, разрезные кубики и пазлы «Мои любимые сказки». Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку или игру.
Один раз в неделю в гости к детям приходит Буратино и приносит с собой ноутбук. Вместе с ним дети смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя разные виды театров.
Центр творчества
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370930.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Тот кто без желания шел в детский сад теперь с удовольствием спешит в группу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421370960.jpg)
Центр творчества- в свободное время дети рисуют,лепят, выполняют аппликационные работы, при этом общаются друг с другом. Учатся сами и учат других, радуются проявлению творческих способностей.
Полки заполнены необходимым материалом для творчества детей (акварель, гуашь,цветные карандаши, раскраски, трафареты, пластилин, бумага разной фактуры,размера и цвета, картон, наборы для детского творчества). Здесь же расположены изделия народного промысла (матрешки, дымковские игрушки, свистульки, деревянные ложки, альбомы: «Дымковские игрушки», «Хохломская роспись», «Городецкие узоры».
Детские работы выставляются на стенде «Творческая мастерская», к которому имеется свободный доступ. Здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. С детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Строительный центр
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Основная задача которая решается в процессе театрализованных представлений развитие диалогической и монологической речи обогащение словарного запаса](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371002.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Для познавательного развития детей подобрана специальная детская литература развивающие игры наглядные пособия и материалы алгоритмы проведения опытов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371044.jpg)
Строительный центр сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного центра (конструкторы разного вида, крупный и мелкий строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой детей или индивидуально. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Здесь мы решаем проблемы выдвигаем гипотезы рассуждаем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371286.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Природный уголок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371309.jpg)
Центр сюжетно – ролевой игры
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Природный уголок служит не только украшением группы но и местом для саморазвития детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371329.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 В природном уголке дети знакомятся с разными видами комнатных растений и способами ухода за ними](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371353.jpg)
Центр сюжетно-ролевых игр – «Семья», «Диагностический центр», «Салон красоты», «Почта», «Супермаркет», «Школа» занимает ведущее место в деятельности детей, т. к. игра учит объединяться, договариваться, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Атрибуты к играм подбирали так,чтобы создать условия для реализации интереса детей в разных видах игр.
Эстетичность оформления, современность материалов, вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Здесь же уместны режиссерские игры, игры-драматизации по знакомым сказкам.
Музыкальный центр
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку или игру](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371395.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Один раз в неделю в гости к детям приходит Буратино и приносит с собой ноутбук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371421.jpg)
Музыкальный центр оснащен детскими музыкальными инструментами, музыкальными книжками, портретами композиторов.
Физкультурный центр
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Вместе с ним дети смотрят любимые сказки а затем обыгрывают их используя разные виды театров](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371451.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Центр творчества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279471-1421371473.jpg)
Физкультурный центр лаконично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды основных движений, используя спортивный инвентарь и игры (обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, велотренажер, кегельбан, кольцеброс, бадминтон., корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки, овладевают подвижными играми с правилами.
Двигательная активность оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Содержание материала в центрах активности обновляется и пополняется в соответствии с темой недели.
Все материалы находятся в свободном доступе.
Созданная, развивающая предметно- пространственная среда предоставляет детям возможность заниматься любимым делом, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, стимулирует активность, творческий характер деятельности.