Елена Чернова
Реализация краеведческого компонента при формировании первичных навыков технического творчества у дошкольников
▼ Скачать
Изучение своей малой родины – важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Формирование первых представлений у детей об окружающем мире и привитие чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края - это одна из основ воспитания патриотизма. В ходе реализации краеведческого компонента происходит формирование первичных навыков технического творчества у детей дошкольного возраста.
Публикация «Реализация краеведческого компонента при формировании первичных навыков технического творчества у дошкольников» размещена в разделах
Отечество и родной край играют значительную роль в жизни любого человека. Каждый должен знать прошлое своего родного края, его богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Поэтому изучение своей малой родины – важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого её городов, посёлков, деревень, сёл, хуторов. В наше время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад "Звёздочка" п. Яковлево", по которой осуществляется образовательная деятельность, способствует приобретению детьми дошкольного возраста более расширенного запаса знаний о родном крае: природе, которая его окружает, семье, доме, школе, памятных местах родного города, его исторических и культурных центрах, предприятиях, и, конечно, людях, гордости и славе родного края и города. Занимаясь с детьми дошкольного возраста мы формируем, первые представления детей об окружающем мире и прививаем детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Краеведение, изучение истории родного края, всегда было актуально, так как без знаний о своей малой родине, без воспитания уважения к своим истокам, человек не может быть истинным патриотом своего народа. «Чтобы любить свою Родину - писал Д. С. Лихачев – надо знать ее историю, надо знать героев и их великие подвиги». Эти знания - необходимое условие преемственности, духовной связи поколений
При изучении родного края воспитываются патриотические чувства. Ребенок становится причастным ко всем процессам, окружающим его в действительности.
В настоящее время институт семьи переживает не лучшие времена. Растёт число неполных семей, и, зарабатывая на жизнь, родители всё меньше уделяют внимание детям и их воспитанию. Поэтому наша задача с помощью игры и непосредственной образовательной деятельности способствовать формированию у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, уважения к старшему поколению, заботе о близких, любви к природе и животным. Ребёнок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином своей страны.
Одной из задач программы, по которой мы работаем, выступает формирование знаний по истории родного края, воспитание у учащихся
патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию Белгородчины через занятия краеведением.
Каждый на своем опыте знает, что одним из важнейших вопросов в области педагогики является детское творчество, которое играет важную роль в общем развитии ребенка и формирование его личности, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетной для образования в целом.
Сегодня перед воспитателем поставлены такие объемные, сложные и ответственные задачи, которые требуют от него постоянного профессионального роста. Сегодня мало уметь преподать знания, необходимо еще заворожить, очаровать, вовлечь в стихию поиска и творчества. А поможет нам в этом - умение держать себя в состоянии бодрости, способности выдерживать высокий жизненный ритм, стремление учиться у своих коллег. Для этого в воспитательно-образовательный процесс внедряются новые технологии, одной из которых является интеграция межпредметных связей и обмен опытом. Где интеграция выступает важным условием для развития педагогического творчества и повышения профессионального мастерства воспитателя, их самостоятельности в поиске нестандартных форм и методов обучения в дошкольном образовании.
В ходе работы с детьми дошкольного возраста, мы для себя определили, что самым успешным способом, при реализации краеведческого компонента, является закреплять материал, изготовив на занятии тематическую поделку. Таким образом, на помощь приходит декоративно-прикладное и техническое творчество. Это помогает нам решать широкий круг задач, как познавательных (познакомить с природой родного края, достопримечательностями, полезными ископаемыми, воспитательных (научить ребенка гражданственности, патриотизму, творчеству, так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в работе.
С помощью интеграции занятий на материале декоративно-прикладного искусства и технического творчества мы стараемся дать более глубокие знания об окружающем мире родного края, осознание своего места в нем. Также это способствует формированию образно – наглядного мышления, развитию творческих способностей, элементов самостоятельности, навыков технического творчество. Мы помогаем детям учиться ориентироваться на плоскости, выполнять задания при работе с фигурами, в том числе отдельно от плоскости.
Таким образом, в ходе реализации краеведческого компонента происходит формирование первичных навыков технического творчества у детей дошкольного возраста.
Это позволяет нам содействовать каждому ребенку в осознании своих способностей, создать условия для их развития.
Список литературы
1. Богатов И. М. Краеведение в патриотическом воспитании молодежи // Образование. / И. М. Богатов, Е. В. Богатова: Карьера. Общество, 2013.-174 с.
2. Бражников А. А. Молодежь и патриотизм: грани библиотечного взаимодействия: материалы III региональной конференции: МКУ «Централизованная библиотечная система города Черногорска». - Черногорск, 2015.-321 с.