Юлия Чехомова
Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, имеющих глазную патологию,
на основе проектирования трёх образовательных маршрутов
по разделу программы «Обучение грамоте»
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане дети с проблемами в психофизическом развитии.
Публикация «Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями развития является одной из актуальнейших и наиболее сложных проблем современного образования.
В настоящее время в дошкольных учреждениях «отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с различными отклонениями в развитии» (из доклада В. Селиверстова на всероссийском совещании «Коррекционно-педагогические проблемы»). Не исключение и группа компенсирующей направленности для детей с косоглазием и амблиопией ДОУ № 47, где я работаю учителем-логопедом. Нашу группу посещают дети с сенсорными (зрительными) и речевыми нарушениями.
Важным вопросом, возникающим в связи с проблемой обучения наших детей, является вопрос организации образовательной работы с ними, т. к. дети, имеющие нарушения зрения, отличаются от своих сверстников:
- низким уровнем умения целостно, детально и последовательно
воспринимать содержание картинки; выделять первый, второй
планы;
- низким уровнем развития зрительно-моторной координации,
лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
- плохим запоминанием букв и цифр;
- наличием серьезных затруднений в копировании букв и цифр и появлении зеркального их написания и др. Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса. Речевые нарушения, и как следствие фонетико-фонематическое недоразвитие у детей с амблиопией и косоглазием встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Данную группу дети посещают уже два года, из них имеют диагнозы: 36%- ОНР- III уровня и 64%- ОНР- IV уровня, осложнённые дизартриями различной степени выраженности.
В связи с этим возникает необходимость работы:
- над развитием фонематического слуха и восприятия, слогового и
звукобуквенного анализа и синтеза;
- по выделению звука из состава слова, определению мягкости-
твёрдости его места (начало, середина, конец слова, по нахождению
слов к заданной звуковой схеме слова. Данная работа является
профилактикой возможных нарушений письменной и устной речи, и как
следствие, у детей наблюдается лёгкая адаптация к школьной жизни.
Развитие детей с нарушениями зрения подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка (Л. С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.
Очень важным при подготовке к занятию является его организация. Поэтому для проведения занятия по обучению грамоте я создала для детей следующие условия:
1. продумала посадку детей в зависимости от остроты зрения с
коррекцией (очки, окклюдор);
2. оформила наглядность с учетом глазной патологии:
- используемый материал определенных размеров: для
фронтальных демонстраций в два раза больших размеров,
чем индивидуальные;
- применение лазерной указки;
- все пособия изготовлены на цветном фоне;
- карточки с дидактическим материалом обведены рамкой;
3. организовала рабочее место каждого ребенка (подобрала
дидактический материал для решения программных задач с
учетом зоны ближайшего развития ребенка);
Обучение и развитие детей на занятии происходит не в традиционной форме занятия, а в дидактической игре, что существенно облегчает усвояемость предлагаемого детям учебного материала.
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встреча со сказочным персонажем, зашифровка грамматических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 1-3 минуты) смена задания или упражнения. Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) использованы контурные изображения и буквы, врисованные в изображения предметов.
Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных карточек, которые дифференцированы по усложнению трёх образовательных маршрутов. Дети сами выбирают сложность предлагаемого задания.
На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места, по составлению звуковых схем и моделей слова.
Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия — через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что занятие слишком насыщено играми и заданиями, но все это вполне укладывается в рамки 25 минут.
В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.
Внутри занятия существует три варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые показывают пока еще недостаточный уровень знаний и навыков (ещё испытывают специфические трудности при выполнении задания).
Таким образом, в процессе занятия достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основе проектирования трех образовательных маршрутов, который заключается в четком разведении задач для педагога и детей в соответствии с задачами программного содержания занятия.
Большое внимание мной уделяется подбору средств, материала, методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха каждому ребенку, а также учитывается состояние зрения детей, степень выраженности зрительного дефекта. Только в этом случае можно говорить, что все дети успешно включены в общеобразовательный процесс.
Опыт работы убедительно доказывает, что использование технологии индивидуально-дифференцированного подхода к детям позволяет получить высокий уровень результатов развития детей, соответствующий рамкам Госстандарта, а по некоторым параметрам превышающий его (развитие звукобуквенного анализа и синтеза).
Дети на конец старшей группы по разделу «Обучение грамоте»
умеют:
• делить на слоги слова любой слоговой структуры, составлять
из слогов слова;
• ставить ударение в слове;
• производить анализ слов из 6-7 звуков;
• находить место определенного звука в слове;
• четко дифференцировать гласные от согласных звуков,
согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
владеют:
• схематическим звуковым разбором слова;
• достаточным лексическим запасом;
совершенствуют:
• навык чтения дети 1-й группы, дети 2-й и 3-й группы
самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам и
целыми словами;
имеют:
• достаточное развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, зрительного и слухового
восприятия и внимания;
• высокий уровень познавательной деятельности: логического и
ассоциативного мышления, воображения, памяти,
мотивации к обучению и сохранению своего здоровья.
Распределение детей по оздоровительным маршрутам
I оздоровительный маршрут - дети I и II группы здоровья.
II оздоровительный маршрут - дети II и III группы здоровья.
III оздоровительный маршрут - дети III и IV группы здоровья.
Распределение детей по образовательным маршрутам
I образовательный маршрут - дети I и II оздоровительного маршрута
без сильных патологий с высоким интеллектуальным уровнем
развития.
II образовательный маршрут - дети II оздоровительного маршрута со
средним интеллектуальным уровнем развития и дети III
оздоровительного маршрута с высоким и со средним
интеллектуальным уровнем развития.
III образовательный маршрут - дети III оздоровительного маршрута с
низким интеллектуальным уровнем развития.
Миграция детей из маршрута в маршрут возможна после каждого медико-психолого-педагогического консилиума.