Получи документы

Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте

Юлия Чехомова
Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, имеющих глазную патологию,

на основе проектирования трёх образовательных маршрутов

по разделу программы «Обучение грамоте»

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане дети с проблемами в психофизическом развитии.

Публикация «Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте» размещена в разделах

Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями развития является одной из актуальнейших и наиболее сложных проблем современного образования.

В настоящее время в дошкольных учреждениях «отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с различными отклонениями в развитии» (из доклада В. Селиверстова на всероссийском совещании «Коррекционно-педагогические проблемы»). Не исключение и группа компенсирующей направленности для детей с косоглазием и амблиопией ДОУ № 47, где я работаю учителем-логопедом. Нашу группу посещают дети с сенсорными (зрительными) и речевыми нарушениями.

Важным вопросом, возникающим в связи с проблемой обучения наших детей, является вопрос организации образовательной работы с ними, т. к. дети, имеющие нарушения зрения, отличаются от своих сверстников:

- низким уровнем умения целостно, детально и последовательно

воспринимать содержание картинки; выделять первый, второй

планы;

- низким уровнем развития зрительно-моторной координации,

лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

- плохим запоминанием букв и цифр;

- наличием серьезных затруднений в копировании букв и цифр и появлении зеркального их написания и др. Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса. Речевые нарушения, и как следствие фонетико-фонематическое недоразвитие у детей с амблиопией и косоглазием встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Данную группу дети посещают уже два года, из них имеют диагнозы: 36%- ОНР- III уровня и 64%- ОНР- IV уровня, осложнённые дизартриями различной степени выраженности.

В связи с этим возникает необходимость работы:

- над развитием фонематического слуха и восприятия, слогового и

звукобуквенного анализа и синтеза;

- по выделению звука из состава слова, определению мягкости-

твёрдости его места (начало, середина, конец слова, по нахождению

слов к заданной звуковой схеме слова. Данная работа является

профилактикой возможных нарушений письменной и устной речи, и как

следствие, у детей наблюдается лёгкая адаптация к школьной жизни.

Развитие детей с нарушениями зрения подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка (Л. С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

Очень важным при подготовке к занятию является его организация. Поэтому для проведения занятия по обучению грамоте я создала для детей следующие условия:

1. продумала посадку детей в зависимости от остроты зрения с

коррекцией (очки, окклюдор);

2. оформила наглядность с учетом глазной патологии:

- используемый материал определенных размеров: для

фронтальных демонстраций в два раза больших размеров,

чем индивидуальные;

- применение лазерной указки;

- все пособия изготовлены на цветном фоне;

- карточки с дидактическим материалом обведены рамкой;

3. организовала рабочее место каждого ребенка (подобрала

дидактический материал для решения программных задач с

учетом зоны ближайшего развития ребенка);

Обучение и развитие детей на занятии происходит не в традиционной форме занятия, а в дидактической игре, что существенно облегчает усвояемость предлагаемого детям учебного материала.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встреча со сказочным персонажем, зашифровка грамматических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 1-3 минуты) смена задания или упражнения. Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) использованы контурные изображения и буквы, врисованные в изображения предметов.

Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных карточек, которые дифференцированы по усложнению трёх образовательных маршрутов. Дети сами выбирают сложность предлагаемого задания.

На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по выделению звука из состава слова, определению его места, по составлению звуковых схем и моделей слова.

Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия — через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что занятие слишком насыщено играми и заданиями, но все это вполне укладывается в рамки 25 минут.

В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.

Внутри занятия существует три варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые показывают пока еще недостаточный уровень знаний и навыков (ещё испытывают специфические трудности при выполнении задания).

Таким образом, в процессе занятия достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основе проектирования трех образовательных маршрутов, который заключается в четком разведении задач для педагога и детей в соответствии с задачами программного содержания занятия.

Большое внимание мной уделяется подбору средств, материала, методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха каждому ребенку, а также учитывается состояние зрения детей, степень выраженности зрительного дефекта. Только в этом случае можно говорить, что все дети успешно включены в общеобразовательный процесс.

Опыт работы убедительно доказывает, что использование технологии индивидуально-дифференцированного подхода к детям позволяет получить высокий уровень результатов развития детей, соответствующий рамкам Госстандарта, а по некоторым параметрам превышающий его (развитие звукобуквенного анализа и синтеза).

Дети на конец старшей группы по разделу «Обучение грамоте»

умеют:

• делить на слоги слова любой слоговой структуры, составлять

из слогов слова;

• ставить ударение в слове;

• производить анализ слов из 6-7 звуков;

• находить место определенного звука в слове;

• четко дифференцировать гласные от согласных звуков,

согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

владеют:

• схематическим звуковым разбором слова;

• достаточным лексическим запасом;

совершенствуют:

• навык чтения дети 1-й группы, дети 2-й и 3-й группы

самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам и

целыми словами;

имеют:

• достаточное развитие фонематического слуха и

фонематического восприятия, зрительного и слухового

восприятия и внимания;

высокий уровень познавательной деятельности: логического и

ассоциативного мышления, воображения, памяти,

мотивации к обучению и сохранению своего здоровья.

Распределение детей по оздоровительным маршрутам

I оздоровительный маршрут - дети I и II группы здоровья.

II оздоровительный маршрут - дети II и III группы здоровья.

III оздоровительный маршрут - дети III и IV группы здоровья.

Распределение детей по образовательным маршрутам

I образовательный маршрут - дети I и II оздоровительного маршрута

без сильных патологий с высоким интеллектуальным уровнем

развития.

II образовательный маршрут - дети II оздоровительного маршрута со

средним интеллектуальным уровнем развития и дети III

оздоровительного маршрута с высоким и со средним

интеллектуальным уровнем развития.

III образовательный маршрут - дети III оздоровительного маршрута с

низким интеллектуальным уровнем развития.

Миграция детей из маршрута в маршрут возможна после каждого медико-психолого-педагогического консилиума.

Публикации по теме:

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями Презентация предначена для педагогов ДОУ. Заголовки слайдов из презентации: Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте
Опубликовано: 16 октября 2013 в 15:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям на занятии по обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Чехомова (УИ 142720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД