НАТАЛЬЯ СИЗОВА
Развлечение в подготовительной к школе группе «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать представления детей о народах, населяющих Россию, их национальной культуре и традициях (чуваши, мордва, татары); способствовать личности, способной к конструктивному, толерантному взаимодействию и общению с представителями разных этносов и культур.
Ход :
Звучит русская народная мелодия. В зал входят команды детей, их встречает русская красавица с хлебом солью.
- Здравствуйте, гости дорогие.
Публикация «Развлечение в подготовительной к школе группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Этот древнейший обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью сохранился с незапамятных времен. Гости подходили к хозяйке отламывали кусочек хлеба, макали его в соль и съедали. Хлеб символизирует благополучие и богатство, а соль это оберег, способный защитить человека от враждебных сил и влияний. Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, другим - степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, другой надел халат. Один - рыбак с рожденья, Другой - оленевод, Один кумыс готовит, другой готовит мёд. Одним милее осень, другим милей весна. А Родина Россия, у нас у всех одна.
-Россия - является многонациональным государством, на её территории проживает более 190 народов. - У всех народов России есть свои традиции, обычаи, культура. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России и познакомиться с некоторыми народами, которые проживают в нашей необъятной России-матушке. (Раздаются маршрутные листы).
Станция «МОРДОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА»
Воспитатель встречает детей в мордовском народном костюме. Воспитатель: Шумбратада ялгат (Здравствуйте, друзья) Шубратада – это первое слово, которое можно услышать в гостеприимной Мордовии. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия – огромная страна, где проживает очень много народа: русские, татары, чуваши, башкиры, карелы и многие другие. У каждой народности есть своя малая Родина. Республика Мордовия – это благодатный и красивейший край, где живут одной семьей многие народы. Эти народы живут в мире и согласии. Подскажите мне, почему республика называется Мордовия?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке. В Мордовии разговаривают на мордовском языке. Давайте научимся здороваться помордовски. - Шумбратада!
Дети: Шумбратада.
Воспитатель: У народа Мордовии древняя и богатая история. Они создали богатую культуру, сохранили свой язык и традиции. Каждая республика имеет столицу, символы, традиции, историю. Вспомните, какие три официальных символа, есть у любой народности?
Дети: Флаг, герб и гимн.
Воспитатель: Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно- красного цвета, символ солнца. Важную роль во флаге играет цвет: Красный означает право, силу, мужество, любовь, храбрость; белый означает чистоту, мудрость, невинность, мир; синий – славу, честь, верность. Герб, обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна, это национальное украшение женщин. В середине герба изображена бегущая лиса красного цвета, расположенная под тремя вертикально направленными вниз стрелами, что означает преобладание охотничьего промысла.
Практическая деятельность.
1. Детям выдаются наборы цветной бумаги, клей и карандаши. Задание: сложить способом оригами символ Мордовии лису. (дети сворачивают оригами и дарят друг другу).
2. Подвижная игра «Ветер-ветерок» Содержание и правила игры. Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» сильно машут руками с ленточками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается.
3. А закончить нашу встречу хочется такими словами: Мордовия – часть нашей славной России! Прекрасная Родина светлой мечты. Не сыщешь нигде в мире края красивей Об этом всегда помню я, помни ты. Вастомазонок! Уледа шумбрат! (До встречи. Будьте здоровы).
Станция «РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН»
Воспитатель: - Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан. - А вы хотите побывать в Татарстане?
- На чём бы вы хотели поехать туда?
- Поедем на поезде. Под татарскую национальную музыку, дети, имитируя движения поезда, передвигаются змейкой по группе.
- Мы приехали в столицу Татарстана – город Казань. Казань современный красивый город, сердце Казани – Казанский кремль. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. - Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный). Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты; Красный – это жизнь, сила. - На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце обозначает успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие. Звучит татарская народная мелодия. Ребята, вы запомнили, как выглядит герб и флаг?
Кто может собрать? (Задание выполняется на интерактивной доске).
. -Молодцы, справились.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки детей в национальном татарском костюме.
- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты дети. Вот костюм для девочек. Посмотрите, платье носили с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак. Мальчики носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку, которая украшалась вышивкой. На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
-А теперь я предлагаю вам поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».
-Запомнили, как называется головной убор у мальчиков? Я хочу вам на память подарить тюбетейку, выбирайте цвет, подходите и украсьте их красивыми узорами. Дети рисуют узор на тюбетейках и примеряют на себе.
Станция «ЧУВАШСКИЙ КРАЙ»
Мальчик и девочка в национальных костюмах встречают гостей хлебом-солью. Приглашают посетить музей, представляют экспонаты: Книги, посвящённые чувашской культуре. Здесь можно найти чувашские национальные костюмы, познакомиться с многообразием вышивки и орнаментов, а также прочесть чувашские сказки. Компьютерный уголок знакомит детей с достопримечательностями: театры, музеи, памятники архитектуры Мини экспонат «Чувашская народная юрта».
Предметы быта. Далее воспитатель показывает детям презентацию и рассказывает где живут люди, потом предлагает сделать юрту своими руками из подручных материалов (пластмассовая бутылка, пластилин, украшения – бисер. Дети выполняют задание,в заключении гостям предлагается поиграть в чувашскую народную игру «Солнышко».
Все идут по кругу со словами:
Гори, солнце, ярче лето будет жарче А зима теплее А весна – милее. В центре круга водящие (дети в национальных костюмах). По окончании слов все подходят к центру круга. Водящие говорят «Горячо!» и догоняют их. Поиграв, гости прощаются и уходят. После прохождения всех станций, команды возвращаются в зал. Вам понравилось путешествие? Ребята будьте добрыми, терпеливыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей, и свою Родину. Общий танец. Награждение команд, принявших участие в игре путешествия.