Авилкина Людмила Игоревна
Развлечение для детей «В русской горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с бытом русского народа, с матрешкой, рушником, лаптями и ложками; прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения матрешки, с историей применения рушника.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3. Развивать интерес детей к народному творчеству через игру на ложках.
Публикация «Развлечение для детей „В русской горнице“» размещена в разделах
4. Воспитывать любовь к народному искусству.
Ход развлечения:
Воспитатель 2 группы:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети:
Да, любим!
Воспитатель 2 группы:
Давайте мы с вами отправимся в гости к деткам помладше? Я слышала что у них в группе есть русская горница с разной интересной русской народной утварью. Но путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети:
Да.
Воспитатель 2 группы:
А вот на чём мы с вами поедем в гости?
Дети:
На паровозе!
Воспитатель 2 группы:
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
(Дети и воспитатель 2-ой группы добираются до 7-ой группы, их встречает воспитатель 7 группы и дети этой группы под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба»)
Дети 7 группы и воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель 7 группы:
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Горница у нас небольшая,
Но красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!
Интересно, что же хранится у нас в сундуке.
Воспитатель 2 группы:
Но для начала отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети:
Матрёшка.
Воспитатель 2 группы:
Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.
Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Наиболее известны три вида матрё шек:
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Вот так и появилась матрешка.
Воспитатель 7 группы:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы. (Матрешки)
Воспитатель 7 группы:
И у меня для вас есть интересные загадки. Слушайте внимательно, а отгадки вы увидите в нашей русской горнице.
1. Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).
2. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
Это очень сложная загадка. Не знаете? Это, ребята, рушник. Вот он какой красивый, а вышивали такие рушники вручную, а не как сейчас вышивальными машинками. И это, детки, очень сложный и кропотливый труд. А для чего он интересно нужен? Я вам расскажу: Свадебный рушник – расшитое декоративное полотенце из льняной или конопляной ткани. Рушниками встречали родители молодоженов, на них подавали иконы и свадебный каравай с солью (символ достатка и семейного изобилия).
Следующая загадка:
Море - мелко.
Берега - тарелка.
Посреди кипучих вод
В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна!
Дети:
Ложка.
Воспитатель 7 группы:
Молодцы! Из чего сделаны ложки, которыми вы едите?
Дети:
Из железа. Железными ложками мы едим.
Воспитатель 7 группы:
А вот в старину кушали деревянными ложками. (воспитатели показывают и раздают по 2 деревянные ложки детям) Вот такими красивыми и расписными. Расписывали их вручную, выводя кисточкой каждый узор, орнамент. Красивые ложки, правда?
Дети:
Очень красивые, расписные.
(За печкой чихает домовёнок Кузя.)
Воспитатель 2 группы:
Ой, кто же тут чихает?
Воспитатель 7 группы:
Кузенька, это ты? Это наш домовенок Кузенька. Ребята, в каждом доме живет свой домовой.
Кузя: выходит из-за печки
Я малютка домовой,
Пригласи меня домой-
Я порядок наведу,
Не пущу я в дом беду.
Я за печкою живу,
С ребятишками дружу,
Я хозяйке помогаю
И гостей я развлекаю.
Воспитатель 7 группы: Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.
Нам Кузя предлагает повеселиться и поиграть на этих замечательных расписных ложках. Встаньте полукругом на ковре и играем на ложках, остальные могут танцевать.
(Играет музыка Е. Железновой – "Игра на ложках")
Ох как здорово! Спасибо, Кузя, что поиграл с нами на русском народном инструменте - ложках.
Воспитатель 2 группы:
Ребята, а что любят домовята, как вы думаете?
Дети:
Сладкое- печенье, конфеты.
Воспитатель 2 группы:
Правильно! Вот тебе, Кузенька, конфеты. Оберегай нашу русскую горницу и защищай наших деток от всего плохого.
Кузя:
Ну спасибо вам.
Воспитатель 7 группы:
А я предлагаю нам всем вместе поиграть в русскую народную игру "Ручеек". (Все играют в игру).
Воспитатель 2 группы:
Славно у вас тут, да какая богатая горница и ребятишки озорные, веселые.
Воспитатель 2 группы и дети:
Спасибо!
Воспитатель 7 группы:
А на последок угощайтесь русскими баранками. (дети на стульчиках угощаются баранками)
Воспитатель 2 группы:
Ну а теперь пришла пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и к себе в группу уезжайте. (Под музыку «Поезд» (сборник «Танцуй малыш», Т. Суворова) дети покидают 7-ую группу).
Воспитатель 7 группы и дети:
До свиданья!