Елена Домарева
Развивающее дидактическое пособие «Портфель юного патриота»
▼ Скачать + Заказать документы
Портфель юного патриота
Домарева Елена Николаевна,
воспитатель,
Салькова Елена Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
г. Старый Оскол
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.
Публикация «Развивающее дидактическое пособие „Портфель юного патриота“» размещена в разделах
Поэтому решение Президента России В. В. Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.
Актуальность. Знакомство с народной культурой было актуально на продолжении всего человеческого рода.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29 «Конвенции о правах ребенка»).
Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании.
Новизна развивающего дидактического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость. Данное пособие является эффективным инструментом в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о культурном наследии страны и воспитанию у детей дошкольного возраста любви к народной культуре через нетрадиционные игры с липучками.
Цель: формирование у дошкольников патриотического сознания и устойчивого интереса к культурному наследию России.
Задачи:
- вводить ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказывать помощь в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций;
- закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом;
- развивать чувство собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
- формировать уважительное отношение к культурным особенностям своей страны;
- формировать толерантного отношение к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
- развивать нравственно-духовные качества и характеристик человека;
- обеспечить условия и формы освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ.
Работая воспитателями в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия.
Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
Вашему вниманию хотим представить развивающее дидактическое пособие «Портфель юного патриота». Красочные, увлекательные и разнообразные игры на липучках надолго заинтересуют и увлекут ребенка, а также будут способствовать развитию мелкой моторики, творчества и воображения, координации движений глаз и рук. Игры на липучках замечательно подходят для детей с ОВЗ.
Увлекательный и занимательный материал в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.
Данное пособие может стать любимым занятием для маленьких детей: это интересно, полезно и увлекательно.
Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию.
Преимущества пособия :
- первое и самое главное – детям это нравится. (Малыши могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность);
- наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении долгого времени;
- игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить;
- незаметно для маленького ребенка происходит развитие моторики, сенсорики, речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы;
- простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Формы работы с развивающим дидактическим пособием «Портфель юного патриота» – индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Наше пособие : безопасное, практичное, лёгкое и мобильное в использовании,
многофункциональное, эстетичное.
Развивающее дидактическое пособие охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, что соответствует ФГОС ДО. Главный принцип использования пособия - доступность.
Представляем вашему вниманию игры на липучках, используемые нами в работе с дошкольниками.
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия, у которой есть свои символы. Первые страницы нашего пособия знакомят детей с государственнИграя с картинками на липучках, проводим беседу по вопросам:
1. Какие государственные символы вы знаете?
2. Какие цвета на флаге России? Назовите по порядку.
3. Что обозначают цвета Российского флага.
4. Когда и как используется флаг страны? Где его можно увидеть?
5. Что изображено на нашем гербе?
6. О чем нам может рассказать герб России?
7. Как можно охарактеризовать орла? Какие черты характера с ним связывают?
8. Что означает всадник на коне, изображенный на груди орла?
9. Где встречается изображение герба?
10. Что держит в лапах двуглавый орел?
11. Что означают скипетр, держава?
12. Кто написал слова гимна?
13. Кто написал музыку гимна России?
14. В каких случаях исполняется гимн нашей страны?
В пособии есть станицы с неофициальными символами России.
ыми символами России.
Предлагаем детям загадки о других символах, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней небыли. Эти символы когда-то давно придумал русский народ.
Особое внимание в пособии уделили такому символу, как матрешка. Родилась матрешка более чем сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Предлагаем дошкольникам составить матрешку путем наложения друг на друга, найти недостающий элемент ее костюма.
Регионы России представлены в виде пазлов, составляя которые дети получают карту нашей страны, знакомятся с названиями регионов.
Наша страна великая, сильная и красивая, такие картинки располагаются на отдельной странице «Какая она, Россия?»
Россия – самая большая по площади страна в мире, с разнообразием разных городов. Несколько страниц отведено городам нашей страны, где дети соотносят изображение города с его гербом, знакомятся с городами золотого кольца России, рассматривают города – герои и города – воинской славы.
Многонациональность нашей страны дети изучают по национальным костюмам. Предлагаем малышам одеть мальчика или девочку, используя схемы.
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. В пособии представлен мини-альбом с красочными картинками народных промыслов, игровой круг с народными художественными промыслами.
Так же в пособии представлены страницы, где ребята получают знания о предметах народного быта, обогащают представления о полезных ископаемых нашей страны, расширяют представления о красоте родной природы.
И как итог последняя страница знакомит ребят с правилами маленького патриота.
Практика работы с пособием позволяет сделать вывод о том, что игры с липучками дают положительный результат.
Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Данное пособие способствует раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию прошлого своей Родины.
Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!
Практическая значимость
Дидактическое пособие «Портфель юного патриота» будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, учителям начальных классов, родителям, а также студентам педагогических учебных заведений.
Заключение.
Основываясь на опыте использования развивающего дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает большое влияние на воспитание любви и уважения к народным традициям, истокам русской культуры, приобщению к культуре своего народа.
Список использованной литературы:
1. Воспитание детей на традициях народной культуры. В. П. Ватман. - Волгоград. Учитель, 2008г.
2. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева - Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2012 г.
3. Знакомим дошкольников с народной культурой. А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова - М. ; Сфера 2011 г.
4. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к
традиционной отечественной культуре. Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко – М. ;Дрофа, 2010 г.
5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – Санкт-Петербург Детство-Пресс; 2015 г.
интернет – ресурсы: