Марина Чаянова
Дидактическое развивающее пособие «3D — шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее пособие «3D шашки»
В наше время существует много игр и дидактических пособий для детей, очень сложно придумать какие-либо новые игровые пособия. Воспитанников очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. У ребят появляется возможность использовать дополнительные средства, возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов.
Одной из любимых игр детей старшего дошкольного возраста являются шашки.
Шашки — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время.
Классический вариант шашек на плоскости – довольно известный. Интерес к нему у детей в эпоху компьютерных игр и гаджетов, к сожалению, неуклонно снижается. В связи с этим мы решили адаптировать классическую настольную игру в шашки для игры на большом пространстве, в частности, на полу. Такой вариант игры позволит участникам «развиваться в движении», а дополнение и видоизменение классической игры с помощью развивающих игр на шашечном поле позволит достичь большей функциональности. Так появилось развивающее пособие «3D-шашки».
Развивающее пособие «3D-шашки» разработано для обучающихся дошкольного возраста (5-7 лет) и предназначено для развития у детей логического мышления, математических способностей, познавательных процессов, формирования навыков сотрудничества и коммуникации.
Цель развивающего пособия: создание условий для активного отдыха, развлечения и развития познавательных процессов детей через игру в шашки на полу.
Задачи:
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– обучение умению ориентироваться на плоскости и в пространстве;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- формирование и развитие коммуникативных способностей ребенка.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Что из себя представляет развивающее пособие «3D шашки»?
Развивающее пособие «3D шашки» компактное и яркое. Представляет собой складной плотный материал и комплект нетрадиционных шашек.
Размер: игровое поле: 2х2 м, размер шашки: 200х200 см, высота 2 см. Количество шашек – 24 (12 черных и 12 белых).
Пособие «3D шашки» является модификацией известной настольной игры (перенос игры в движение).
Пособие соответствует эстетическим и гигиеническим требованиям. Игровое поле и шашки складывается и убирается в контейнер, в котором их удобно переносить и хранить.
Напольные шашки подходят к установке, как в помещении, так и на открытом воздухе вовремя прогулок в детском саду, добавляют элемент игры и декора в любое пространство.
Приёмы обучения дошкольников классической игре в шашки на полу
Обучение дошкольников игре в шашки проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется шашечное поле и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы, продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры.
Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.
Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.
Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед ними лежит шашечное поле, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.
Основные формы и средства, используемые при работе с дидактическим пособием: практическая игра; решение задач, комбинаций и этюдов; дидактические и развивающие игры и задания, игровые упражнения; развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Формы работы с развивающим пособием «3D-шашки» – коллективная, подгрупповая и индивидуальная.
Руководство детской шашечной игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются способности ребенка и потенциальные возможности. Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа с пособием предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.