Марина Федосеева
Развивающее обучение — МозАртика
▼ Скачать + Заказать документы
Школа МозАрт включает в себя знакомство, освоение и применение специалистами на практике инновационной арт-игровой технологии МозАрт. Название технологии произошло от игры - мозаика и искусство - арт.
Специалисты характеризуют МозАртику как уникальную инновационную технологию, предназначенную для решения различных задач, при работе с людьми. Кто-то называет её методом, кто-то методикой, а кто-то просто игрой. И это вполне понятно, т. к. по сути своей МозАртика (по замыслу её создателей и реализованным принципам разработки) – некий всеобъемлющий принцип, формат культуры, направленный на прямую работу с картиной мира человека и создание условий для сохранения основополагающих культурных констант общества и обусловливающий как подходы, так и результаты её применения.
Темочки:
Информация о Мозартике и опыте её применения размещаются самими специалистами на электронных ресурсах по всей стране. Объём информации обширен. Условно её можно разделить на три основные группы: научные исследования; рассказ специалистов о практике применения подходов и принципов Мозартики в своей работе; личные впечатления людей от соприкосновения с Мозартикой.
В течение уже 20 лет возможности и результаты применения Мозартики исследовались в научных статьях и диссертационных работах целого ряда авторов. Например, в сферах педагогической и коррекционной психологии – к. п. н., доцентом кафедры практической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова Н. П. Болотовой ( диссертационная работа: «Психокоррекционная работа педагога-психолога с семьями, воспитывающими подростков с двигательными нарушениями» и целый ряд научных статей о практике и результатах применения Мозартики (https://mggu-sh.ru/news-aspirantura/01-11- 11/bolotova-natalya-petrovna, https://psychology-corner.ru/).
Технология включает пособия П. Э. Руссавской Мозартика и методики их применения Н. П. Болотовой. Метод разрабатывался с момента появления серии дидактических пособий Мозартика, в течение нескольких лет с проведением апробаций и экспертиз.
В зависимости от направления деятельности специалиста и поставленных перед ним задач, Мозарт применяется в развивающих и в психотерапевтических целях, в индивидуальном, групповом, и семейном подходах. Технология пользуется успехом у специалистов реабилитационных и психологических центров, социальных и образовательных учреждений. Выпускники высших учебных заведений защищают квалификационные работы с применением технологии Мозарт.
Авторские права технологии МозАрт и ее методики защищены.
Каждая игра Мозартики содержит два типа игровых элементов - это игровые поля и фантазийные фигурки. У каждого из этих двух типов элементов своё особое назначение. Игровые поля - это символическая основа, своеобразная мировоззренческая «канва», архетипически отражающая базовые представления о мире. А фантазийные фигурки – это средство творческого самовыражения, продуктивный «образный конструктор» своего видения мира.
В начале второго десятилетия XXI столетия Н. П. Болотовой была разработана психокоррекционная технология МОЗАРТ. Эта технология представлена 3-мя методиками:
• МозАрт-развитие
• МозАрт-терапия
• МозАрт-семейный ресурс.
Методика «МозАрт-развитие» используется в работе с детьми с ОВЗ дошкольного, школьного и подросткового возраста. Коррекционный потенциал этой методики направлен на развитие когнитивных процессов, продуктивных форм общения и сотрудничества, самоконтроля. Большое внимание уделяется развитию у детей с ОВЗ эстетического вкуса. Задания предлагаются детям в игровой форме. Методика «Мозарт-развитие» эффективна в работе с детьми с ОВЗ с целью коррекции как общего психического развития, так и в области преодоления внутриличностных конфликтов.
Методика «МозАрт-развитие» может использоваться в работе как с нормально развивающимися детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, так и с детьми, имеющими трудности в обучении, коммуникативной сфере и межличностных отношениях, а также в работе с детьми с ОВЗ, включая детей с задержкой психического развития (ЗПР, синдромом дефицита внимания (СДВГ, детским церебральным параличом (ДЦП) и другими двигательными нарушениями, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом (РДА, синдромом Дауна и др.
Цель методики: увлекательно и интересно развивать ребенка в игро-арт-пространстве с помощью заданий и упражнений.
Формы работы: индивидуальная или групповая.
Материал: игровые наборы серии «Мозартика», фотоаппарат; бланк протокола, ручка.
Инструкция: «Уважаемый (е) участник (и) игры! Вам предлагается красивая и интересная игра. Она состоит из игрового поля и игровых карточек-фигурок, из которых можно собрать картинку или композицию. Соберите ее» (может быть дано конкретное задание).
Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия. Задания ребенку на развивающих занятиях могут быть даны как один раз, так как не требуют закрепления, так и даваться неоднократно из занятия в занятие систематически или периодически, пока не выработается и не закрепится навык его выполнения.
Дидактические игровые артпособия технологии «МозАрт» серии «МозАртика» : «Павлин», «Чудо дерево», «Витраж», «Туманы», «Усадьба», «Русское чудо», «Подмосковный городок», «Космос», «Дорога в космос» способствуют усвоению ребенком основных или смешанных цветов, геометрических форм, развитию мыслительных операций и моделирования. Игровые пособия могут быть направлены на развитие речи, воображения, умения фантазировать, сочинять и т. д.
Игровая сессия по методике «МозАрт-развитие» состоит из нескольких этапов.
Подготовительный этап предполагает знакомство ребенка с дидактическим материалом и включение его в игровой процесс.
Игровой этап включает выполнение ребенком на игровом поле инструкции, заданной психологом, с применением карточек-фигурок. Психолог внимательно наблюдает за выполнением инструкции и частично заполняет протокол. Во время игрового процесса, когда ребенок-подросток сам выполняет задание и создает композиции из карточек с художественной составляющей, психолог анализирует качество выполнения задания.
У детей с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в психическом состоянии отмечаются вторичные психоэмоциональные реакции ограниченности своего жизненного пространства. Дети впервые получают возможность самовыражения средствами искусства. Возможной компенсацией фрустрированной потребности в межличностных контактах подростков с нарушениями движений может служить общение с помощью обобщенных структурированных по базовым социальным ценностям образов: природа, дом, город, деревня и др., которые заложены в «МозАрте». Дети через воображение и фантазию расширяют внутреннее психологическое пространство, что позволяет снять психологические реакции на ограничение поведенческой активности.
Этап обсуждения выполненного задания вносит активное общение ребенка с психологом, в ходе которого обсуждаются сильные и слабые стороны выполненной инструкции. Специальные вопросы психолога подводят ребенка к пониманию правильности или неправильности выполнения задания, возможности внесения исправлений, доведения задания до качественного уровня.
Этап психокоррекции и психотерапии - осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем. Специалист в это время, помогает ребенку осуществить личностный прорыв, способствует замещению у ребенка негативных реакций на позитивное восприятие.
Пример. Ваня (4 года) импульсивен, имеет трудности восприятия части и целого, формы и существенных признаков предмета, не различает цветов. С ребенком проведен цикл из 10 занятий по методике «МозАрт-развитие». На первых трех занятиях с пособиями «Павлин» и «Чудо-дерево» Ваня постоянно отвлекался, позитивная динамика отсутствовала. С четвертого занятия он проявил увлеченность игровым процессом, стал различать цвета. К концу цикла вел себя на занятиях более сдержанно, освоил дополнительные цвета, геометрические формы сравнивал с реальными предметами и т. д.
Игровые сеансы способствуют развитию образного мышления, различению геометрических фигур, умению рассуждать, давая обоснованные объяснения.
Методика «Мозарт-терапия» позволяет нейтрализовывать эмоциональные и поведенческие проблемы, стимулирует межличностное взаимодействие, формирует навыки коммуникации, инициируемые в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов.
Методика «Мозарт-терапия» может применяться как проективная психодиагностическая методика. Также может использоваться с психокоррекционными и психотерапевтическими целями.
Мозартикотерапия выполняет следующие функции:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
• релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, повышает адаптационные способности;
• развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.) и мелкой моторики;
• функцию самореализации человека. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это естественное пространство самовыражения;
• терапевтическую функцию - игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений;
• развлекательную - влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов.
С помощью методики «Мозарт-терапия» могут быть смягчены или полностью разрешены различные проблемы: страхи, тревоги, неуверенность, низкая самооценка, трудности коммуникации, социальной дезадаптации, невротические расстройства, нетолерантное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, внутриличностные и межличностные конфликты, психосоматические заболевания, постстрессовые расстройства, кризисные состояния, утрата, горе. Методика «Мозарт- терапия» может сочетаться с другими методиками.
Важным аспектом в психолого-педагогической коррекции детей и подростков является активное включение всех членов семьи в процесс формирования и воспитания подрастающего поколения.
Методика «Мозарт – семейный ресурс» создает условия для оптимизации личностного развития детей и подростков с помощью гармонизации микросоциальной среды. Она позволяет корректировать негативные формы взаимоотношений, снимает эмоциональное напряжениев межличностных и внутрисемейных отношений.
Каждый игровой комплект мозартики работает со своим ассоциативно-тематическим пластом картины мира:
«Витражи» - текущее эмоциональное состояние
«Усадьба» - ближний социальный круг
«Городок» - дальний социальный круг
«Туманы» - глубинное эмоциональное поле
«Дорога в Космос», «Космос-1,2» - мировоззренческая сфера «Русское чудо» - мировоззренческие аспекты в социальном контексте.
Методика «Мозарт – семейный ресурс» корректирует детско-родительские и родительско-детские отношения, формирует принятие родителями ребенка с ОВЗ; «реанимирует» и устанавливает гармоничные супружеские отношения; оптимизирует межпоколенные отношения. Методика «Мозарт-терапия» также может сочетаться с другими методиками.
Источники:
1. Ткачева В. В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24935
( дата обращения: 14.01.2020).
2. Ткачёва, Виктория Валентиновна. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / В. В. Ткачёва, Е. В. Устинова, Н. П. Болотова ; под ред. В. В. Ткачёвой. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 190 с.,
3. Творческое культуроосвоение в инновационной образовательной технологии Мозартика. Н. П. Болотова, А. Н. Берникова, А. П. Руссавская, П. Э. Руссавская