Радмила Хусаинова
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – специально организованное пространство для развития, эмоционального благополучия, охраны и укрепления здоровья детей, учитывающее детские физические и психологические особенности разных возрастов и возможность их коррекции: это помещения, оборудование, электронные образовательные материалы и инвентарь для игр и занятий. РППС – важная основа для организации безопасного, комфортного пребывания детей в ДОУ.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)» размещена в разделах
Создание РППС в ДОУ построено на принципе продуктивного взаимодействия детей и взрослых: среда должна быть направлена на раскрытие потенциала каждого ребёнка, учитывать интересы дошкольников и обеспечивать их гармоничное развитие. Также предметно-пространственная среда в ДОУ должна поддерживать мотивацию для труда и профессионального роста педагогов, быть открытой для родителей и стимулировать их вовлечённость в образовательный процесс.
По ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна создавать основу для полноценной реализации образовательного и воспитательного потенциала у ребёнка, а также обеспечивать:
Поддержание образовательных навыков и укрепление, в соответствии с возрастными особенностями и способностями каждого ребенка, состоянием его здоровья.
Укрепление и поддержку психического и физического здоровья.
Организацию индивидуального процесса обучения, основанного на свободном выборе видов занятий, материалов для них, разновидностей игр и предпочтений в общении.
Формирование и поддержание позитивной самооценки, уверенность в навыках и способностях у ребёнка.
Создание условий, равных для каждого воспитанника, независимо от состояния здоровья, возраста, национальности, культурных и религиозных особенностей, принадлежности к тому или иному социальному слою.
Обеспечение возможности свободного знакомства с историческими и культурными традициями не только страны, но и регионального значения в месте проживания.
Сохранение традиций многонационального разнообразия народов России.
Формирование нравственных ценностей, поддержание чувства патриотизма у детей с раннего возраста.
Поддержание семейных традиционных ценностей.
Принципы создания РППС по ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда – это открытая система, которой присущи функции воспитания, стимулирования и развития. Она не является статичной, должна меняться, в зависимости от возраста воспитанников и быть:
Безопасной: это первоочередное требование, благодаря чему дети защищены от возникновения неприятных и рискованных ситуаций. При этом требования безопасности касаются не только жизни и здоровья детей, но и санитарно-эпидемиологического, противопожарного регламента всех помещений ДОО.
Многофункциональной: чтобы дети имели возможность проводить разные занятия и участвовать в активностях. Например, она может включать ширмы, мягкую мебель, спортивные маты, всевозможные интерактивные системы.
Изменяемой: корректироваться с учётом образовательного направления. К примеру, используя специальные интерактивные доски, можно проводить игровые занятия и уроки для развития.
Комплексной: содержать различные средства для развития, обучения, организации игровых процессов, занятий спортом, проведения оздоровительных мероприятий. Дети должны иметь возможность развиваться, заниматься творчеством, проводить «эксперименты», беспрепятственно двигаться в группах и на открытом воздухе, самовыражаться.
Доступной: чтобы все дети, независимо от состояния здоровья могли пользоваться предметным окружением, игрушками, участвовать в разных видах деятельности.
Вариативной: в любом дошкольном учреждении должны быть ситуативные зоны, чтобы дети могли менять активные занятия на отдых, развиваться и играть. Обязательно необходимо предусматривать смену игровых материалов, окружающих предметов.
Сбалансированной: сочетать традиционные предметы и современное оснащение для полноценного и всестороннего развития. С таким подходом стандартное обучение и пребывание в детском саду намного интереснее, привлекает внимание детей и повышает эффективность дошкольного образования.
Информативной и понятной: чтобы дети разного возраста, способностей не испытывали затруднений в процессе игр, занятий, творчества и других видов деятельности.
Разнообразной: формировать пространственное окружение необходимо с ориентацией на широкий круг интересов. Это поможет лучшему развитию, поддержанию интереса детей.