ЕЛЕНА ЗГУРСКАЯ
Консультация «Развиваем речь летом»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи летом! Это предложение, с одной стороны, заманчиво, а с другой — может вызвать немного тревоги. Что, опять заниматься? Ведь лето — чтобы отдыхать! Да, целиком и полностью согласна. Как мама, я двумя руками за то, чтобы ребенок летом отдыхал и набирался сил. И, кстати, его родители тоже :)
Публикация «Консультация „Развиваем речь летом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
С другой стороны, чтение, общение и речь — непрервыные процессы, поэтому нельзя «выключить» их из практики, если мы хотим, чтобы дети продолжали делать успехи в этой сфере. А такая вещь, как автоматизация звуков, вообще не должна прерываться, иначе возможны откаты назад.
Хорошая новость для «ленивых» мам: развивать речь можно где угодно, с минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого понадобится чуть больше смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает быть интересным и эффективным.
Я знаю, что с маленькими детьми многозадачность — единственный способ выжить. А если детей несколько, то маме бывает трудно выделить время на то, чтобы составить план развития речи на день для каждого из них. С утра поставила вариться кашу — и пошло-поехало.
Поэтому я хотела бы поделиться идеями, как быстро и с удовольствием развивать речь детей, практиковаться в чтении, произнесении «трудных» звуков — и все это без отрыва от летних развлечений.
На прогулке. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. А именно это работа по лексическим темам: «Времена года», «Домашние животные», «Транспорт», «Деревья», «Цветы», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Птицы» и т. д. Объясните, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела, какой транспорт проезжает мимо, во что одеты прохожие и так обо всём, что вы встретите по дороге. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок с хорошей речью.
Не оставляйте без ответа любой вопрос вашего чада. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:
- Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т. д.
Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т. д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.
На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай.
Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребёнка.
Уважаемые родители, развивайте в себе навыки воспитателя речи и через некоторое время Вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды. Желаем успехов!