ксения мартынова
Консультация «Развиваем речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать и писать.
Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития.
Публикация «Консультация „Развиваем речь детей“» размещена в разделах
Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи.
Интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются взрослые. Дети 6 лет активно используют примерно 2500 – 3000 слов.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
В конце дошкольного возраста развивается контекстная речь. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном, появляются монологи, рассказы, в которых дети передают свои мысли, свои замыслы, впечатления.
В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т. д. Ребенок задает вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждает - думает вслух.
Игры, игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков, в которые можно «играть на кухне».
Игры на обогащение словаря ребенка.
«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
o «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
o «Приготовим сок». «Из яблок сок (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый); из вишни (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.
По дороге из детского сада (в детский сад).
o «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Кошка – пушистая, серая».
o
o «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный нос и пр.
В свободную минутку.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
o «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги
(сопаги).
Игры на обогащение словаря ребенка.
o «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц (прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и пр.
Игры на развитие грамматического строя речи.
o «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто и т. д.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова и предложениях-ответах.
Подвижные игры.
o «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука «ж», то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»