Земфира Хамзиновна Алексашина
Конспект НОД «Труд дирижёра» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование системных знаний о трудовом процессе взрослых, как ценности общества.
Задачи:
1. Познакомить детей с содержанием профессионального труда «Дирижёра», со значимостью каждого компонента трудового процесса : цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
Публикация «Конспект НОД „Труд дирижёра“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Развитие интереса к трудовой деятельности взрослых, внимания, памяти, речи, активизация словаря.
3. Воспитание ценностного отношения к труду.
Материал. Билеты в театр; предметные картинки с изображением струнных, духовых, ударных музыкальных инструментов; план рассадки оркестра; картинка с изображением оркестра и дирижёра; видеозапись, аудиозапись выступления оркестра; «Модель структуры трудового процесса».
Предварительная работа. Знакомство детей с музыкальными инструментами на музыкальном занятии.
Ход занятия
Перед занятием проводится сюжетно-ролевая игра, в которой дети приобретают билеты в театр.
Занятие проводится в театральной студии детского сада.
Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю в театр послушать музыку, в котором будет выступать оркестр под руководством известного дирижёра В. Спивакова. Рассаживайтесь на свои места, ряд и место указаны в ваших билетах. Пока музыканты готовятся к выступлению, я расскажу вам, чем же они занимаются в оркестре, и кто ими управляет.
В оркестре играют много музыкантов, и каждый играет на каком-либо музыкальном инструменте. Давайте мы сейчас их рассмотрим. (Дети рассматривают предметные картинки с изображением струнных, духовных, ударных музыкальных инструментов, называют их.)
Воспитатель. Перед выступлением оркестра музыканты в зависимости, на каких музыкальных инструментах они играют, рассаживаются на свои места. (Дети рассматривают план рассадки оркестра. Проводится беседа.)
Когда в оркестре музыканты играют на своих инструментах, то ими управляет дирижёр. Дирижёр стоит лицом к оркестру, потому что ему нужно хорошо видеть и слышать всех музыкантов.
В правой руке у него тонкая костяная палочка. Её называют дирижёрская палочка. Взмах дирижёрской палочкой показывает музыкантам, когда и кому нужно играть. От дирижера зависит темп музыки (быстрый или медленный). Он может «приказать» играть оркестру громко, очень громко, или тихо, едва слышно. Одним взмахом палочки он может поднять бурю и мгновенно успокоить её.
Перед музыкантами и дирижёром стоит подставка для нот, она называется пюпитр. На пюпитре лежит партитура – нотная запись оркестрового произведения. Музыканты смотрят в партитуру, чтобы не допустить ошибки, в звучании музыки. Дирижёр смотрит в партитуру и следит за игрой каждого музыканта.
Дирижёра можно назвать главным музыкантом оркестра. Не случайно говорят: «Я слушал дирижёра.», хотя сам дирижёр во время выступления ни на чём не играет.
Музыканты уже готовы играть. Давайте мы внимательно послушаем музыку и посмотрим, как дирижёр управляет своим оркестром.
(Просмотр видеозаписи выступления оркестра под руководством дирижёра В. Спивакова.)
(Затем воспитатель предлагает детям импровизацию игры в оркестр. Одному из детей дается роль «Дирижёра», остальным роль «музыкантов». «Музыканты» рассаживаются на свои места, включается аудиозапись выступления оркестра. Дети импровизируют.)
Воспитатель. Аплодисменты нашему оркестру! Уважаемые музыканты, расскажите нам, на каких музыкальных инструментах вы играли? Понравилось ли вам, как управлял оркестром дирижёр? (Ответы детей.)
Дирижёр (имя ребенка) понравилось ли тебе управлять оркестром? Почему? (Ответ ребенка.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами были в театре, много интересного узнали об оркестре и работе дирижёра и сейчас я предлагаю вам рассказать о труде «Дирижёра», опираясь на модель структуры трудового процесса. (Детям предлагается «Модель структуры трудового процесса», дети составляют рассказ, опираясь на модель.)
Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодня в театре?
Что понравилось? Почему?
Что не понравилось? Почему?
Что было бы, если бы не было дирижера в оркестре? (Ответы детей.)